Наш адрес:
400121, Волгоград,
ул.Елецкая 21, офис 216

Телефоны:
8-8442-50-20-07
8-937-720-67-47

E-mail:
[email protected]

Инфраструктурная ипотека это


В России появится инфраструктурная ипотека

В России появится новый инструмент для ускорения темпов роста экономики — инфраструктурная ипотека. Об этом на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) заявил президент Владимир Путин. Как пояснил в эксклюзивном интервью «Известиям» министр финансов Антон Силуанов, это будет выглядеть почти как государственно-частное партнерство, когда частный инвестор сможет кредитовать государство по привлекательным для него ставкам в части строительства дорог или, например, газопроводов. Эксперты согласны, что это поможет экономике и развитию инфраструктуры страны, но высокую доходность обеспечить вряд ли удастся.

Такой инструмент впервые в публичном поле начал обсуждать бизнес-омбудсмен Борис Титов, который уже представил главе государства свою «Стратегию роста» по повышению темпов наращивания ВВП. Ипотека — это вид залогового кредитования, при котором право распоряжаться предметом залога остается у должника. В случае с предлагаемой инфраструктурной ипотекой частное лицо сможет прокредитовать государственный проект по строительству дороги или моста, получая гарантированный ежегодный доход.

Как заявил на ПМЭФ Владимир Путин, возврат капиталовложений частных инвесторов в проекты предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодоприобретателей инфраструктурных объектов. Такая ипотека позволит реализовывать крупные проекты с привлечением платежей пользователей и частных инвесторов, добавил президент.

— Речь идет о внедрении своеобразной инфраструктурной ипотеки, когда объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит, — объяснил Владимир Путин работу нового механизма.

Президент отметил, что такой механизм позволит обеспечить опережающие темпы роста экономики, и попросил правительство разработать к нему комплексный подход с привлечением частного капитала.

Как пояснил в интервью «Известиям» глава Минфина Антон Силуанов, это будет «своего рода ГЧП, но в инфраструктуре, когда частный инвестор вкладывается в дороги, частный инвестор вкладывается в газопроводы».

— И потом по мере получения доходности получает возврат средств от пользователей этой инфраструктуры. При этом государство здесь становится тоже участником. И помимо условий, которые гарантируют таким инвесторам, государство за счет в том числе и бюджетных средств также может стать пользователем инфраструктуры — за ту же самую дорогу, предположим, — и выплачивать постепенно инвестору ту часть вложений, которые были осуществлены с учетом доходности, которая будет оговорена, — рассказал министр.

Это новый инструмент наряду с фабрикой проектного финансирования, добавил Антон Силуанов.

— Такого рода предложения, я думаю, будут интересны, и это даст тоже свой вклад в достижения более высоких темпов роста экономики, — высказал уверенность министр.

Ранее в интервью «Известиям» о готовящемся проекте по выпуску облигаций в сфере ЖКХ сообщал замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.

Успех инфраструктурной ипотеки будет зависеть от доходности, уверена старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

— Текущий минимум стоимости кредитования в России — 9,25%, под эту ставку кредитует ЦБ. Инфраструктурная ипотека должна стоить 2–3%, выдаваться под гарантии холдинга или его активы, иметь реальный итог в виде осязаемых объектов: дорог, станций, развязок, линий связи, зданий и прочего. Такой инструмент действительно может увеличить рост ВВП, — считает эксперт.

При этом, констатировала она, пока банки зарабатывают только на ставках и не замотивированы на работу с реальным сектором.

Такой инструмент можно представить себе, если допустить, что государство привлекало бы средства частных инвесторов при строительстве Керченского моста, рассуждает генеральный директор ИК «Форум» Роман Паршин.

— Если представить, что в нем участвуют своими деньгами частные инвесторы с помощью неких инвестиционных инструментов, то в плане доходности порадовать их нечем: сроки окупаемости постоянно увеличиваются, растет смета (на данный момент она составляет около 200 млрд рублей). Мосту, чтобы окупиться за 25 лет, нужны будут примерно 7–8 млн автомобилей и 11–12 млн железнодорожных пассажиров в год при среднем чеке в 1000 рублей за поездку. Сейчас этот поток составляет, наверное, около 2–4 млн человек в год, — отметил эксперт.

Поэтому такие проекты интересны прежде всего государству и институциональным инвесторам с длинными деньгами, подытожил он.

Но развитию инфраструктуры в стране проект помочь способен, уверен партнер практики «Инфраструктура» группы «НЭО Центр» Андрей Бедняков.

— Как показывает опыт других стран, грамотное структурирование проектов в условиях бюджетного дефицита по такой схеме позволит существенно нарастить инвестиции в транспорт, энергетику и социальную инфраструктуру. Для того чтобы данное предложение заработало, органы власти, в первую очередь законодательные, должны повысить эффективность принятого законодательства в сфере ГЧП, а также внедрить систему распределения и управления проектными рисками, — предложил он.

После замораживания финансирования новых инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), слабой реализации программы проектного финансирования ЦБ и прекращения финансирования проектов в России за счет средств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) правительство начало поиск новых способов реализации инфраструктурных проектов. В частности, Минэкономразвития уже внесло в правительство законопроект о создании фабрики проектного финансирования на базе ВЭБа.

news.rambler.ru

О появлении в России инфраструктурной ипотеки - Публикации

5 июня 2017   Аналитика, Ипотека

Возможность появления в России нового инструмента, который сможет ускорить для темпы экономического роста — инфраструктурной ипотеке стала одной из тем выступления российского президента в ходе пленарного заседания в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). По словам министра финансов Антона Силуанова, это будет почти государственно-частным партнерством, когда частному инвестору будет доступно кредитование государства по привлекательным ставкам в таких важных направлениях, как строительство дорог или, к примеру, газопроводов. По мнению экспертов, это благотворно скажется на экономике и развитии инфраструктуры России, но обеспечение высокой доходности вряд ли возможно.

Впервые публично об этом инструменте высказался бизнес-омбудсмен Борис Титов, уже представивший вниманию президента собственную «Стратегию роста», способную, по его мнению, повысить темпы наращивания ВВП. Ипотека — это залоговое кредитование, при котором право на распоряжение предметом залоговым предметом остается за должником. А предлагаемая инфраструктурная ипотека предполагает кредитование частными лицами государственных проектов по строительству дорог или мостов с получением гарантированного ежегодного дохода.

По словам Путина, возврат в проекты капиталовложений, сделанных частными инвесторами, осуществим через регулярные платежи, поступающие от основных выгодоприобретателей того или иного инфраструктурного объекта. С помощью такой ипотеки будет возможна реализация крупных проектов, так как все будет завязано на том, чтобы привлечь платежи пользователей и частных инвесторов.

Речь идет о том, чтобы внедрить своеобразную инфраструктурную ипотеку, при которой происходит фактически покупка объекта в кредит, который был получен от частных инвесторов, и постепенно пользователь объекта будет гасить этот кредит.

Благодаря такому механизму, станет возможным обеспечение опережающих темпов экономического роста. Президент обратился к правительству с просьбой о разработке к нему комплексного подхода с привлечением средств частных инвесторов.

По словам главы Минфина Антона Силуанова, это смахивает на своеобразный ГЧП, но в такой инфраструктуре, когда частный инвестор вкладывает деньки в дороги, в газопроводы и т.д. А в дальнейшем, по мере того, как появится доходность, инвестор получит обратно свои средства от тех, кто будет пользоваться этой инфраструктурой. При этом и государство выступает в качестве участника. И наряду с условиями гарантий таким инвесторам - например, за ту же дорогу — государство за счет в том числе и средств бюджета также превратится в пользователя инфраструктуры и постепенно будет выплачивать инвестору часть средств, вложенных с учетом оговоренной доходности.

Эти предложения могут заинтересовать, что даст внесет свою лепту в достижения более высоких темпов экономического роста.

По мнению старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, насколько успешна будет инфраструктурная ипотека, зависит от доходности. Сегодня в России минимальная стоимость кредитования — 9,25%, под эту ставку выдает кредиты ЦБ. А стоимость инфраструктурной ипотеки должна составлять 2–3%, ее выдача должна сопровождаться гарантиями холдинга или его активами, чтобы реальным итогом становились осязаемые объекты: станции, дороги, развязки, линии связи, здания и прочее. И этот инструмент действительно может привести к увеличению роста ВВП. При этом, по словам эксперта, пока банки получают заработок только на ставках и не она не мотивированы работать с реальным сектором.

По мнению генерального директора ИК «Форум» Романа Паршина, если представить, что в таком проекте (строительство Керченского моста) участвуют вкладывающие свои средства частные инвесторы, с помощью каких-нибудь инвестинструментов, то доходность их вряд ли порадует, так как происходит постоянное увеличение сроков окупаемости, рост сметы (пока это примерно 200 млрд рублей). Мост, для окупаемости за 25 лет, нуждается ежегодно в около 7–8 млн машин и 11–12 млн железнодорожных пассажиров при условии, что средний чек поездки составит в 1 тыс. рублей. Пока этот поток ежегодно составляет примерно 2–4 млн человек.

И такого рода проекты интересуют в первую очередь государство и институциональных инвесторов, имеющих длинные деньги.

По словам партнера практики «Инфраструктура» группы «НЭО Центр» Андрея Беднякова, проект может помочь развить инфраструктуру в стране. Судя по опыту других стран, при грамотном структурировании проектов в условиях дефицита бюджета по такой схеме можно ощутимо увеличить инвестиции в такие направления, как транспорт, энергетика и социальная инфраструктура. И чтобы это предложение заработало, органам власти, в первую очередь законодательным, необходимо подумать о повышении эффективности законодательства в сфере ГЧП, а также внедрении системы распределения и управления рисками, которые возможна при реализации такого проекта.

Сегодня правительство ищет новые способы реализации инфраструктурных проектов после того, как было заморожено финансирование новых инфраструктурных проектов за счет средств Фонда нацблагосостояния (ФНБ), как слабо была реализована программа проектного финансирования ЦБ и прекращено финансирование проектов в стране средствами Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В частности, МЭР уже внесло в правительство проект закона по созданию фабрики проектного финансирования, базой которого станет ВЭБ.

www.incred.ru

Инфраструктурная ипотека поможет оживить экономику регионов

В первой половине 2017 года объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику вырос вдвое по сравнению с прошлым годом. Об этом на октябрьском заседании с участием лидеров мирового бизнеса заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. По оценке главы правительства, экономика России адаптировалась к новым вызовам и условиям, с которыми столкнулась после введения санкций

«Несмотря на попытки экономической изоляции нашей страны, усиливается интерес к сотрудничеству с Россией и зарубежных инвесторов», - заявил он.

Впрочем, регионам по-прежнему не хватает средств на развитие инфраструктуры. Год от года из федерального бюджета на эти цели выделяется все меньше денег. Председатель правления Национального центра государственно-частного партнерства (ГЧП) Павел Селезнев в статье для «Российской газеты» отмечал, что расходы бюджета на инфраструктуру сокращаются на 10% в год. Ситуацию осложняет тот факт, что изрядно изношенное советское инфраструктурное наследие подчас ремонтировать бесполезно. Проще заменить, но эта задача требует иного уровня финансовых решений. Потенциально эффективным для привлечения внебюджетных инвестиций выглядит сам институт ГЧП, но пока доля частного капитала в нем не дотягивает до 3% от общего объема инвестиций в инфраструктуру страны.

Ситуация давно требовала структурных реформ и такие реформы получили практическое воплощение в виде «инфраструктурной ипотеки». Термин появился с подачи президента России. Владимир Путин заявлял, что механизм позволит обеспечить опережающие темпы роста экономики. Принцип работы нового механизма взаимоотношений государства с частным бизнесом ранее объяснял глава Минфина Антон Силуанов. По словам чиновника, это будет некий аналог ГЧП, когда частный инвестор сможет кредитовать государство по привлекательным для него ставкам. Заемные средства пойдут на строительство дорог или, например, газопроводов.

Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов рассказал, что детальной разработкой проекта инфраструктурной ипотеки в настоящий момент занимается министерство экономического развития РФ. По его словам, для этого ведомство перестраивает работу нескольких структурных подразделений.

«Речь идет об одной из форм государственно-частного партнерства. – объясняет эксперт. - Решения для масштабных инфраструктурных задач будут аккумулированы в средства разных участников. Впоследствии получатели благ от построенных проектов будут нести за них финансовую ответственность. Те проекты, которые я видел, подразумевают участие самых разных сторон. Создание федеральной структуры с соответствующими функциями, участие регионов, инвесторов и населения с целью решения проблем в дорожном хозяйстве и в части других инфраструктурных объектов».

Как отмечает экономист, об эффективности механизма инфраструктурной ипотеки говорит зарубежный опыт, однако эксперт напоминает, что в России своя специфика. «В нашей стране расходы на инфраструктуру выше как у бизнеса, так и у государства. Это определяется географическим расположением и большими размерами страны. Это создает меньше условий для окупаемости проекта и вызывает меньший интерес инвесторов. Но, с другой стороны, очевидно, что инвестиционные решения нужно искать, поскольку ресурсов одного участника процесса будет недостаточно. Нужно привлекать и аккумулировать средства для масштабных задач», - отмечает он.

Ответственность за реализацию проектов инфраструктурной ипотеки, как отмечает специалист, ложится на плечи глав субъектов РФ. Но, как говорит Климанов, в экспертном сообществе пока нет единого мнения, насколько регионы готовы платить за использование объектов в долгосрочной перспективе. Ожидается, что первыми шагами на пути к реализации проектов станет реформа законодательства в сфере ГЧП и внедрение системы распределения и управления проектными рисками. Главы отдельных регионов страны видят в новации выход из финансового кризиса. Не секрет, что многие субъекты РФ заканчивают год с задолженностями по бюджетным кредитам и будут участвовать в программе реструктуризации. Так, глава Архангельской области Игорь Орлов заявил, что рассматривает строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал) в качестве пилотного проекта инфраструктурной ипотеки. По его мнению, это позволит в ближайшее время определить наиболее эффективные и целесообразные механизмы господдержки проекта и представить инвестору подтверждение намерений властей по его реализации.

Похожие планы у губернатора Иркутской области Сергея Левченко. Ранее депутат Госдумы от региона Сергей Тен рассказал журналистам, что первым проектом нового механизма ГЧП может стать строительство автодороги «Вилюй». По его словам, данный проект интересен, как нефтегазовым компаниям, так и жителям России в целом.

Работают в данном направлении и власти Тульской области. Именно в Туле ранее было подписано первое на территории РФ концессионное соглашение на условиях государственно-частного партнерства на реконструкцию инфраструктуры ЖКХ города Ясногорска. Сейчас проект успешно реализовывается с помощью частного капитала. В планах региональной администрации и другие проекты. Так, на прошлой неделе глава губернатор Алексей Дюмин предложил Заксобранию вывести Тульскую область в число первых регионов, где механизм инфраструктурной ипотеки получит полноценное практическое воплощение. Глава области предложил использовать новый механизм для строительства объездной автодороги города Новомосковска, поскольку действующая транспортная система сдерживает развитие ряда перспективных промышленных компаний, и автодороги, соединяющей федеральные трассы М-2 «Крым» и М-4 «Дон». Такая политика может стать примером полноценного использования новых экономических инструментов для развития региона.

По принципу инфраструктурной ипотеки могут быть также построены Багаевский и Нижегородский гидроузлы, сообщал 19 декабря глава Минтранса РФ Максим Соколов. Первый позволит решить проблему судоходства на реке Дон при мелководье, а нижегородский проект – максимально использовать потенциал внутренних водных путей и также увеличить грузопоток. Власти Нижегородской области уверены, что в перспективе ГЭС откроет новые возможности для регулярного судоходства не только по Волге, но и по Оке, Ветлуге и Суре. Ожидается, что интенсивное судоходство в области даст импульс к развитию нижегородских портов.

Несмотря на то, что в экспертном сообществе пока нет детального понимания работы новой формы ГЧП в части распределения рисков и окупаемости проектов в долгосрочной перспективе, механизм выглядит довольно перспективным для привлечения частного капитала. На выходе инвестор получает актив, а население – инфраструктурный объект, который дает импульс к развитию региона в целом. Возможно, это шанс совершить прорыв и модернизировать наконец устаревшую инфраструктуру и в дальних регионах страны. В условиях санкционного прессинга со стороны международного сообщества хороши все инструменты, которые позволят российской экономике привлекать капитал и наращивать собственные объемы производства.

www.eg.ru

Инфраструктурная ипотека. Что это?

«К середине 2018 гола должна начаться реализация программы инфраструктурной ипотеки, которая направлена на увеличение частных инвестиций в инфраструктуру», - заявил премьер- министр страны Дмитрий Медведев.

При помощи данной программы правительство надеется реализовывать крупные проекты с привлечением платежей пользователей и частных инвесторов. Президент Владимир Путин на прошедшем Петербургском международном экономическом форуме поручил правительству проработать данный вопрос.

«Суть данного механизма, что объект строится, не, когда заложены деньги в бюджет на его строительство, а объект строится на деньги инвесторов, если угодно для государства, это в кредит, который потом погашается в течение определенного времени. Платить будут и региональные бюджеты, и пользователи объектом, например, грузоотправители, возможно и федеральный бюджет — между всеми участниками заключается соглашение — в этом этот механизм будет отличаться от обычной концессии», - сообщил помощник президента РФ Андрей Белоусов и добавил, что сначала речь пойдет о пилотах в транспортных и энергетических объектах.

Тэги: Президент, премьер-министр, ипотека, программа, инфраструктура

anr96.ru


Смотрите также

sdfsdg

sdfsdg


400121, Волгоград, ул. Елецкая 21, офис 216

тел.: 8-927-500-9019
СТИНС - Кредитно страховой центр © 2019
Все права защищены. Карта сайта.