Наш адрес:
400121, Волгоград,
ул.Елецкая 21, офис 216

Телефоны:
8-8442-50-20-07
8-937-720-67-47

E-mail:
[email protected]u

Проекта ипотека и арендное жилье


Ипотека и арендное жилье

До 31.03.2017 в России действовала программа «Жилье для российской семьи», которая признана неэффективной, а ее реализация крайне неудовлетворительной. В условиях кризиса выполнить поставленные задачи в значительном объеме не удалось.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 393 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» указанная программа была отменена.

Так, 31.03.2017 была принята новая редакция программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в структуру которой были добавлены и иные программы, одной из которых является «Ипотека и арендное жилье» (определяется как приоритетный проект (далее- проект)). Примечательно, что паспорт данного проекта был принят 19 октября 2016 года.

Заказчиком проекта выступает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, руководитель проекта — генеральный директор АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее — АИЖК).

В ходе разработки проекта для его реализации были обозначены и разработаны:

Окончание действие проекта запланировано на 2020 год, однако в паспорте установлен прогноз и на 2025 год.

Цели и задачи проекта

Главная цель проекта — улучшение жилищных условий граждан РФ путем выполнения высоких темпов ввода жилья и стимулирование спроса. Исходя из паспорта проекта в 2018 году планируется ввести в эксплуатацию 88 миллионов квадратных метров жилья, а в 2020 году — 100 миллионов. Кроме того, в 2018 году запланировано выдать один миллион ипотечных кредитов, в то время как в 2020 году — один миллион двести тысяч кредитов. Прогнозируется, что в 2018 году будет привлечено инвестиций на сумму 15 млрд. рублей для создания арендного жилья.

Достижение цели планируется следующими способами:

  • обеспечение максимально высоких темпов строительства, в том числе путем вовлечения в строительство неэффективно используемых земель (федеральных, региональных, муниципальных), а также путем финансирования строительства в рамках проектов комплексного развития территорий;
  • увеличение доступности ипотечного кредитования для граждан, снижение финансовых рисков, внедрение электронных закладных;
  • осуществление пилотных проектов по строительству специального арендного жилья, в том числе с помощью коллективных инвестиций.

Проект разработан для устранения существующей проблемы с жильем для рядовых граждан страны. Предыдущая программа «Жилье для российской семьи» с указанной проблемой не справилась.

Многоквартирный жилой дом, предназначенный для сдачи квартир в аренду арендаторам, именуется доходным.

В настоящее время доходные дома планируется возродить в рамках реализации приоритетного проекта. В различных регионах страны подготовлена нормативная база для осуществления строительства таких домов, а в некоторых — такое жилье уже существует.

В 19 регионах России предусмотрены конкретные меры, направленные на создание наемного жилья. В 11 из них определены ресурсы для реализации таких мер. В 8 из указанных регионов предусмотрено частичное финансирование из бюджета. На сегодняшний день уже существует практика создания доходных домов. Например, в Республики Башкортостан реализация проектов показала стоимость аренды ниже взносов за ипотеку, однако арендная плата в квартире такого дома значительно выше рыночной.

Таким образом, примеры реализации строительства доходных домов имеются, существуют предпосылки для успешного осуществления этой части программы в ряде субъектов России.

В целом, планируется создание арендного жилья, стоимость найма которого будет конкурентным с рыночными ценами на аренду во вторичном жилье, в противном случае смысла в реализации проекта не будет из-за низкой инвестиционной привлекательности.

Кроме того, предусматривается создание так называемых «пилотных» проектов, которые подразумевают государственно-частное партнерство. Только при условии государственной (региональной, муниципальной) поддержки частного сектора возможно строительства такого жилья, которое будет оптимальным по цене как для инвестора, так и для будущих арендаторов.

Создание доходных домов порождает много вопросов и споров среди экспертов и чиновников. Это связано прежде всего с тем, что целевая группа населения — возможных арендаторов — это граждане, которые не имеют возможности оплачивать ипотечные платежи, а также не готовы переплачивать за аренду выше рыночной цены. При таких условиях основной вопрос находится в плоскости возможностях государства, конкретного региона или муниципалитета поддерживать инвесторов строительства доходных домов.

Сводный план (паспорт) приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье»

В плане проекта указаны основные его направления:

  • развитие жилищного строительства;
  • развитие рынка ипотеки;
  • развитие рынка арендного жилья.

Каждое из них имеет этапы, контрольные точки, сроки реализации. Так, например, по направлению развития рынка арендного жилья предусмотрена сдача в эксплуатацию первого пилотного проекта арендного жилья (01.10.2017), завершение пилотных проектов и принятие решение о реализации аналогичных проектов в городах-миллионниках (15.11.2020).

В паспорте проекта также утвержден бюджет на 2017-2020 года. Всего за указанный период планируется затратить:

  • 80 000 миллионов рублей — федеральный бюджет;
  • 34 400 миллионов рублей — бюджет субъектов РФ;
  • 15 819 400 миллионов рублей — внебюджетные источники (средства АИЖК, банков, инвесторов, населения).

По каждому из вышеуказанных источников финансирования паспортом устанавливается «разбивка» по годам.

Паспортом приоритетного проекта не предусматривается использование средств местных бюджетов. Исходя из вышеуказанного бюджета — основная масса денежных средств будет аккумулироваться из внебюджетных источников, то есть за счет средств АИЖК, населения, инвесторов и банков.

Паспорт проекта рассчитан на реализацию с 01.11.2016 по 31.12.2020, однако в плане достижения показателей проекта установлен прогноз на 2025 год, что может означать о возможной пролонгации действия программы на больший срок (возможно, при успешной реализации до 2020 года).

Участие АИЖК в проекте

Согласно данным паспорта приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» заказчиком выступает Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Руководителем выступает генеральный директор АИЖК.

Именно через АИЖК планируется осуществление задач проекта.

Так, указанное АО осуществляет вовлечение в строительство федеральные, региональные и местные земли, осуществляет деятельность по привлечению инвесторов (в том числе с помощью выпуска ипотечных ценных бумаг).

В рамках осуществления строительства арендного жилья АИЖК будет выступать в качестве основного инвестора, использовать инструмент коллективных инвестиций. Средства АИЖК указаны как один из источников внебюджетного финансирования рассматриваемого проекта. В дальнейшем возможна корректировка и обновление задач и направлений деятельности АО.

Таким образом, по сути АИЖК выступает в качестве исполнителя всего проекта. Перед агентством поставлен ряд задач и определены инструменты, с помощью которых цель проекта должна быть достигнута.

Важнейшей частью паспорта проекта является результаты реализации программы, так как без их постановки невозможно ее последовательное осуществление. Как и весь проект, результаты разделены на конкретные блоки, для каждого из которых предусмотрены собственные результаты, однако к основным ожидаемым результатам программы можно отнести:

  • вовлечение федеральных земель под жилищное строительство (13 500 га);
  • ввод в эксплуатацию 20,4 миллионов квадратных метров жилья;
  • перевод ипотечного рынка в электронный формат;
  • реализация пилотных проектов по созданию арендного жилья.

Стимулирование жилищного строительства

В указанной категории к результатам программы относится:

  • строительство в центральных частях крупных городов (свыше 250 тысяч человек);
  • обеспечение земельных участков, на которых осуществляется застройка, инженерной инфраструктурой;
  • ежегодное выделение 20 миллионов рублей из федерального бюджета на реализацию проекта.

Развитие рынка ипотеки

По направлению развития рынка ипотеки ожидаются следующие результаты:

  • обеспечения банкам равного доступа к долгосрочному финансированию ипотечных кредитов посредством выпуска ипотечных ценных бумаг;
  • сокращение временных издержек с помощью внедрения ипотечной системы в электронном виде;
  • внедрение возможности использования электронной закладной.

Развитие рынка арендного жилья

В рамках развития рынка арендного жилья основными результатами является:

  • создание Единого института развития для управления паевыми инвестиционными фондами в целях реализации инструмента коллективных инвестиций;
  • внедрение лучших мировых практик в указанной области, в том числе в сфере налогового стимулирования;
  • реализация пилотных проектов по созданию арендного жилья.

Заключение

Признание неэффективной и, как следствие, отмена программы «Жилье для российской семьи» потребовала продолжения начатого в рамках другого проекта, в том числе и устранение «ошибок» предыдущей программы и дальнейшую реализацию строительства доступного жилья для населения страны.

В результате чего в структуру госпрограммы, в которую входила ЖРС, был интегрирован приоритетный проект «Ипотека и арендной жилье», в рамках осуществления которого будет проводиться работа по стимулированию строительства доступного жилья. Реализация указанного направления планируется за счет субсидирования регионов из средств федерального бюджета на строительство инженерных сооружений (для обеспечения строящихся домов в будущем).

Кроме того, проектом планируется активизировать ипотечный рынок. Будет предпринята попытка облегчения получения ипотеки (за счет электронной формы), стимулирование банков на участие в проекте. Также в рамках проекта будет реализовано возвращение так называемых «доходных домов», то есть арендного жилья с конкурентно способной ценой за аренду. В основном, такая мера предпринята в связи с отсутствием возможностью у многих граждан РФ выплачивать ипотечные платежи.

Таким образом, будет предпринята новая попытка решения вопроса с доступностью жилья для граждан в Российской Федерации.

Преимущества арендного жилья по проекту

В рамках осуществления проекта планируется строительство домов, квартиры в которых будут сдаваться в аренду. Если цена за аренду действительно будет рыночной, то в чем отличие такой аренды от обычной аренды, которая существует на сегодняшний день на рынке аренды недвижимости?
Ответ
Строительство таких жилых домов будет осуществляться непосредственно для сдачи в аренду, то есть у граждан появляется возможность снять квартиру не на вторичном рынке жилья, а совершенно новую и построенную для таких целей. В таком случае конкурентное преимущество такой аренды на лицо. Кроме того, строительство домов осуществляется с государственной поддержкой, что дает некоторые гарантии при планировании решения жилищного вопроса в будущем.

kvartirniy-expert.ru

Новую "Ипотеку и арендное жилье" задушат коррупция и нищета регионов?

Что помешает реализовать новую госпрограмму поддержки ипотеки и аренды, рассказали Sobesednik.ru эксперты рынка жилья.

Минстрой анонсировал новый проект «Ипотека и арендное жилье». Что приготовила очередная программа для простых покупателей и арендаторов квартир?

Станет ли в итоге жилье более доступным, Sobesednik.ru рассказала генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Наталья Шаталина:

— Цели у национального проекта «Ипотека и арендное жилье» благие — увеличение объемов ввода жилья и обеспеченности населения жильем. Власти готовы на себя взять строительство дорог и инфраструктуры, так как планируется строить жилье на еще не освоенных территориях.

Но у нас перед глазами уже есть программа «Жилье для российской семьи», которая за три года была выполнена менее чем на 6%. Основной проблемой этой программы стало то, что на местах не было никаких попыток сделать что-то. И есть ощущение, что в случае с данной программой может сложиться аналогичная ситуация.

Дело в том, что финансирование программы на 30% должно осуществляться из местного бюджета, но в условиях, когда многие регионы находятся в постоянном дефиците, они могут отказаться принимать участие в данной программе.

Еще один момент: учитывая высокий уровень коррупции в регионах, деньги из государственного бюджета, которые будут выдаваться на места, частично могут быть направлены, так сказать, не на первичные цели.

Скорее всего, в программе решат принять участие самые обеспеченные регионы, а наиболее нуждающиеся локации так и останутся в таком же положении.

Если первой целью программы является увеличение обеспеченности жильем, то второй целью — повышение доступности ипотечных кредитов для населения. В программе при этом не прописаны реальные механизмы, отсутствуют понятные рычаги. В программе сказано, что доступность кредитов нужно повышать за счет формирования рынка ипотечных ценных бумаг, привлечения мирового опыта. Таким образом, не указано никакой конкретики, которая могла бы послужить основой для исполнения. По факту очень многое в этом плане связано с АИЖК и их инициативами.

Третья цель — реализация арендного жилья. Подобные проекты были реализованы пока только в Москве, Санкт-Петербурге и паре российских городов. Только проект в Санкт-Петербурге отвечает всем требованиям Жилищного кодекса. И арендные ставки в данном проекте на самом деле были ниже рынка и давали возможность арендовать жилье тем гражданам, кому ранее это было не под силу. Но при этом в Москве ставки рыночные.

Главным новшеством становится как раз решение о повышении доступности ипотечных кредитов. В остальном программа очень напоминает, то что рынок уже видел.

* * *

Sobesednik.ru также побеседовал о плюсах и минусах нового проекта с Марией Литинецкой, управляющим партнером «Метриум Групп»:

— Станет ли жилье более доступным? Какие главные новшества нацпроекта?

— Задачи стратегии развития ипотечного жилищного кредитования до 2020 года, утвержденной в 2017 году, и нового нацпроекта «Ипотека и арендное жилье» на самом деле во многом перекликаются. В частности, в обеих программах главной целью является содействие формированию рынка арендного жилья, создание условий для развития массового строительства, увеличение объемов ввода жилой недвижимости, формирование комфортной городской среды. То есть суть проекта осталась прежней. Изменились инструменты реализации. В стратегии развития ипотечного жилищного кредитования власти использовали преимущественно какие-то локальные подпрограммы, которые, в общем-то, особо не коррелировали между собой и реализовывались отдельными невзаимосвязанными блоками. Более того, некоторые программы вовсе оказались провальными, например «Жилье для российской семьи», которая не заинтересовала девелоперов. Напомним, стоимость квадратного метра по программе «Жилье для российской семьи» не должна превышать 35 тысяч рублей за кв. метр. Это намного ниже себестоимости в московском регионе, из-за чего идея строительства доступного жилья с треском провалилась.

Нацпроект «Ипотека и арендное жилье» отличается от предыдущей стратегии комплексным подходом одновременно к разным сферам, влияющим на рынок недвижимости. Во-первых, это девелопмент. Программа предполагает вовлечение федеральных земель в жилое строительство, и самое главное — обеспечение участков инженерными коммуникациями, строительство которых порой составляет до 30% себестоимости проекта. Также новшеством станет выделение средств федерального бюджета в размере 20 млрд рублей ежегодно на субсидирование строительства инфраструктурных объектов.

Во-вторых, речь идет о развитии рынка ипотечного кредитования. Активное внедрение документооборота и равный доступ банков к источникам долгосрочного финансирования должны снизить процентные ставки.

В-третьих, развитие рынка арендного жилья. Через механизмы паевых инвестиционных фондов, созданных АИЖК, для реализации проекта будут привлекать инвесторов-физических лиц.

Таким образом, по результатам программы власти планируют добиться следующих показателей:

1. Вовлечь в оборот под жилое строительство 13,5 га федеральных земель.2. Увеличить суммарный ввод жилья в России к 2020 году до 100 млн кв. метров.3. Перевести рынок ипотечного кредитования в электронный формат.

4. Реализовать пилотные проекты арендного жилья.

— Что даст и кому поможет очередной нацпроект?

— Самое главное отличие нацпроекта «Ипотека и арендное жилье» состоит в том, что он поможет не только покупателям, но и девелоперам, а также банкам. В частности, застройщики смогут получить доступ к новым землям и, самое главное, снизить себестоимость за счет отсутствия необходимости строительства инженерных коммуникаций, а также инфраструктуры полностью за свой счет. Логично, что это позволит предложить клиентам намного более доступные цены.

Переход в режим онлайн банковских услуг тоже снизит кредиторам операционные расходы, уменьшив тем самым проценты. Это мы видим на примере Сбербанка, который, например, выдает ипотеку в ЖК «Кварталы 21/19» по сниженной на 0,7% ставке при условии прохождения электронной регистрации сделки. И, наконец, привлечение инвесторов через ПИФ для покупки или строительства проектов под арендное жилье ускорит появление доходных домов.

— Какие минусы выдны уже сейчас?

— Помимо перечисленных преимуществ проект «Ипотека и арендное жилье» подразумевает немало рисков. В частности, речь идет о запланированном увеличения объема ввода жилья по России до рекордных 100 млн кв. метров в 2020 году и 120 млн кв. метров в 2025 году. Логично, что это усилит конкуренцию на рынке и приведет к стагнации и даже падению цен.

Причем выходит, что не все девелоперы окажутся в равной ситуации. Одни продолжат реализацию новостроек на площадках без готовой инженерии и субсидирования на инфраструктуру. Другие — будут строить жилье на федеральных землях и иметь преференции по подведению коммуникаций.

Логично, что вторым будет намного проще снижать цены, тогда как остальные игроки будут вынуждены удерживать стоимость ради хотя бы минимальной маржинальности. Поэтому нужно не допустить возникновения существенного профицита предложения на рынке, контролируя объем ввода путем выдачи разрешений на строительство.

— Какие возможны трудности в реализации? Сделать жилье более доступным пытаются уже не один десяток лет...

— На мой взгляд, появлению доступной ипотеки будут препятствовать банковские траты на сопутствующее обслуживание, содержание информационных систем и других ресурсов, необходимых для обеспечения стабильной работы. В конечном счете в стоимость кредита банки закладывают надбавку за возможные риски, а также ставку доходности. Пока банковские расходы остаются высокими, кредиторы не имеют возможности существенно снижать проценты. И только переход в систему работы онлайн не решит все проблемы. В первую очередь нужна экономическая стабильность и отсутствие волатильности, чтобы кредиторы снизили уровень рисков, предложив еще более интересные условия.

Отдельно стоит сказать о рынке доступного арендного жилья. Объективно говоря, инвестиционные средства были направлены АИЖК далеко не в самые доступные предложения рынка, что изначально исключило возможность предложить впоследствии конкурентную арендную ставку. В комплексе «Лайнер» сейчас средняя стоимость квадратного метра составляет 182 615 тыс. рублей, а в МФК Match Point — 247 658 рублей. Это жилье бизнес-класса. Соответственно, и размер ставок получился достаточно высоким: 38 900 для студии площадью 25 кв. метров и 59 500 рублей за двухкомнатную квартиру площадью 46 кв. метров. Это высокие расценки для массового арендатора.

Полагаю, что государственная программа аренды имеет смысл только в том случае, если она будет нацелена на граждан со средним и невысоким доходом.

Поэтому будущее программы кредитования во многом зависит о того, насколько активно АИЖК будет инвестировать в новостройки массового сегмента. Пока же, к сожалению, рынок доходных домов так и остается доступным для небольшой доли клиентов.

sobesednik.ru

Проект «Ипотека и арендное жильё» стал приоритетным

1 июля 2017 года — PROkhab. В России запустили нацпроект «Ипотека и арендное жильё». В рамках приоритетного проекта сформулированы новые задачи, стоящие перед сектором ипотечного кредитования и жилищного строительства, с учетом современных реалий экономики и социальной сферы, международного опыта и практики развития жилищной сферы.

Правительство России постановило признать утратившей силу стратегию развития ипотечного кредитования, рассчитанную до 2020 года. Соответствующий документ в среду подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Как говорится в справке, размещенной на сайте правительства, стратегия функционально дублировала приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье», поэтому была признана нецелесообразной.

Приоритетным проектом «Ипотека и арендное жильё» предусмотрен комплекс мер по стимулированию спроса на ипотечное кредитование и арендное жильё, определены целевые показатели их реализации.

Для этого в нормативно правовых актах уточнено целевое назначение кредитов, которые Внешэкономбанком предоставляет Агентству ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) из средств Фонда национального благосостояния.

Такие кредиты могут идти на финансирование (рефинансирование) программ развития рынка аренды недвижимости, предназначенной для проживания граждан, включая механизмы закрытых паевых инвестиционных фондов, а также ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг.

Минстрой РФ считает, что основной целью приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» является улучшение жилищных условий граждан России путем обеспечения высоких темпов ввода жилья.

prokhab.ru


Смотрите также

sdfsdg

sdfsdg


400121, Волгоград, ул. Елецкая 21, офис 216

тел.: 8-927-500-9019
СТИНС - Кредитно страховой центр © 2019
Все права защищены. Карта сайта.