Наш адрес:
400121, Волгоград,
ул.Елецкая 21, офис 216

Телефоны:
8-8442-50-20-07
8-937-720-67-47

E-mail:
[email protected]

Формы государственного кредита


Государственный кредит и его основные формы - Курс финансов - Кудряшов ОП Библиотека русских учебников

Главная Финансы Курс финансов - Кудряшов ОП Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

. Государственный кредит - одна из важных форм государственных финансов с помощью государственного кредита привлекаются финансовые ресурсы для финансирования дефицита государственного бюджета и платежного баланса страны, обеспечения програм ам развития отдельных отраслей и предприятий, стабилизации валютной системы и др.. Государственный кредит - это операции по привлечению и предоставление кредитных ресурсов, осуществляемых органами государственного управления я. С одной стороны, государственные средства могут предоставляться государственным и негосударственным учреждениям на условиях кредита. С другой - государственные органы управления привлекают денежные средства, используя заемные механизмы. Субъектами государственного кредита является правительство, центральный банк и государственные целевые фонды. Государственный кредит формируется и в условиях привлечения денежных средств правительством. АР. Крым и местными органами исполнительной властей влади.

Источниками финансирования кредита являются: денежные средства юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов), иностранных государств, международных финансовых организаций, центральных и ведущих коммерческих банк ков. Финансовые ресурсы, привлеченные путем использования государственного кредита, направляются в государственный бюджет, центрального банка или государственного целевого фонда для финансирования определенных программ привлечет карманы средства используются на условиях займа (платности, возвратности, обеспечения и т.д.о).

Мобилизация ресурсов в условиях государственного кредита предусматривает использование различных форм. Выбор форм и методов кредитования осуществляется государственными органами управления в процессе определения условий каждой конкр ретного займа. При этом учитываются как интересы государства, так и кредиторов. В мировой практике используются различные подходы к кредитованию, учитывают определенные конкретные ситуацииції.

К основным формам государственного кредита относятся:

1) государственные займы, предоставляемые на основании кредитных соглашений;

2) займы, привлекаемые государственными органами управления путем эмиссии и размещения государственных долговых ценных бумаг;

3) подержанные гарантии, предоставляемые правительством предприятиям и учреждениям с целью привлечения кредитных ресурсов;

4) вклады граждан в сберегательные банки страны;

5) другие формы

Государственные займы, получают на основании кредитных соглашений, могут быть внутренними и внешними. По срокам погашения они бывают кратко-, средне-и долгосрочным. По обеспечением займа подиляют ться на залоговые (обеспеченные залогом) и беззалоговые. Залогом могут быть материальные ценности, денежные средства, находящиеся в собственности государства, или будут получены в будущие периоды и др.. Беззас тавного займа не имеют определенного обеспечения, их надежность гарантируется финансовой устойчивостью государствжави.

Займы, привлекаемых с использованием государственных ценных бумаг, также функционируют в различных вариантах. Это могут быть ценные бумаги, предлагаемые внутренним и зарубежным инвесторам. Они, в свою очередей гу, могут быть нерыночным, т.е. не подлежат обращению на финансовых рынках, и рыночными. Государственные ценные бумаги также могут быть процентными, выигрышными и дисконтнымими.

Государственные гарантии по кредитам предприятиям и учреждениям также входят в состав государственного кредита. Они не предусматривают расходование государственного бюджета в период получения кредитов. Но в случае невозврата я гарантированных займов в сроки, предусмотренные кредитным соглашениям, погашения их должно осуществляться за счет средств государственного бюджета. Однако их рациональное использование способствует стабилизации развития пред емницькои деятельности и, тем самым, увеличению поступлений в государственный бюджет. Государственные гарантии могут быть внутренними, то есть предоставляться резидентам, и внешними, то есть такими, предоставляемых нер нтантам.

Важным элементом государственного кредитования является амортизация и обслуживание займов. Под амортизацией займов понимают погашения суммы полученного займа. Обслуживание займа - это выплата доходов по ее польз вание. Амортизация и обслуживание займов, привлеченных на условиях государственного кредита, осуществляется за счет таких источников, какяк:

- доходы государственного бюджета;

- доходы, полученные от инвестиций, произведенных за счет займов;

- кредиты, полученные от центрального банка;

- средства, полученные от проведения дополнительных эмиссий долговых ценных бумаг;

- проведение реструктуризации займов

Классификация форм государственного кредита в Украине отражена на рис 115

Порядок проведения амортизации и обслуживание займов определяется в период эмиссии ценных бумаг или соглашениями о предоставлении кредитов правительству. Такие операции проводятся согласно плану, который является приложением к условий займа, или кредитной соглашенийи.

Рис 115. Формы государственного кредита

Планом может быть предусмотрено проведение погашения займа единовременно, то есть в конце срока использования. Амортизация может проводиться также частями (ануиететамы)

Как правило, используются следующие способы амортизации и обслуживание займов:

1) погашение займов равными срочными выплатами;

2) амортизация путем проведения равных выплат основного долга;

3) погашение займов переменными выплатами основного долга

Выбор способа амортизации осуществляется с учетом

условий сделки или эмиссии, интересов кредиторов и заемщиков

Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки, которые учитываются при проведении амортизации займов частности, сравнение амортизации и погашения займов первым и вторым способами свидетельствует о наличии т таких различий: сумма процентных платежей при использовании второго способа меньше, соответственно, величина срочных годовых выплат растет. Вместе с тем, стоимость остатка долга в каждом последующем в периоде будет больше условий использования первого способбу.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

uchebnikionline.com

31.Формы государственного кредита. Классификация займов

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную стоимость – обозначенную сумму долга – и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациями – средне- и долгосрочные.

В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние – на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) – и внешние – поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.

По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.

Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.

Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования – материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства

З зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта. Первый – займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй – займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий – постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий – напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.

Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц. В общем виде классификация государственного кредита представлена в схеме 17.

Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:

– наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;

– доверие кредиторов государству;

– заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

– возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения государственных займов могут выступать:

– доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

– дополнительные поступления от налогов;

– экономия средств от сокращения расходов;

– эмиссия денег;

– привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

studfiles.net

Формы государственного кредита :

государственный кредит долг бюджет

Формами государственного кредита выступают государственные займы, которые классифицируются по различным основаниям.

. По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы - это займы, оформленные в виде ценных бумаг, свободно обращающихся на рынке после их первичного размещения. Нерыночные займы - это займы, оформленные на фондовые инструменты, которые покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему.

. По сроку заимствования могут быть краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (со сроком погашения от 1 до 5 лет) и долгосрочные (со сроком погашения от 5 лет и выше).

. По месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние займы - это обязательства государства перед нерезидентами; внутренние займы - перед резидентами.

. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств государственные займы могут быть закладными и беззакладными. Закладные займы обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Беззакладные займы не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства.

. По форме выплаты дохода государственные займы могут быть следующих видов: процентные (доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от номинала); дисконтные (доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику); выигрышные (доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрышей); индексационные (доход по ним выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг).

. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, выделяют обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

. По признаку держателей ценных бумаг различают займы, реализуемые только среди физических лиц, среди юридических лиц и универсальные, т.е. размещаемые среди физических и юридических лиц.

. По субъектам (эмитентам) государственные займы классифицируются на займы, выпускаемые государством и местными органами управления.

. По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые.

В Республике Беларусь механизм функционирования государственного кредита на практике реализуется посредством размещения государственных займов в форме выпуска государственных ценных бумаг, к которым относятся:

государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до 1 года (ГКО);

государственные долгосрочные облигации со сроком обращения 1 год и более (ДКО).

Выпуск облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для финансирования дефицита республиканского бюджета.

Облигации эмитируются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов.

Объем эмиссии облигаций определяется Министерством финансов при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год, уточняется при его исполнении в установленном законодательством порядке. В пределах объема эмиссии облигации эмитируются отдельными выпусками в бездокументарной форме. Перейти на страницу: 1 2 3 4

www.financeroad.ru

2. Виды, формы и методы государственного кредита.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу государственно-кредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно-свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Это одна сторона государственно-кредитных отношений. Второй их стороной выступают финансовые связи, которые обусловлены возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами.

Если основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте за счет внутренних мобилизуемых источников, то преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обуславливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В условиях вступления нашей страны в мировое сообщество, международный государственный кредит приобретает новый оттенок. Страна получая кредиты под займы, попадает в зависимость, растет государственный долг.

Государственный кредит по своим двум формам проявления выполняет огромную роль в стране.

Мобилизуемые в банковской системе вклады и срочные депозиты населения могут использоваться государством как централизованный финансовый ресурс, за счет них выдаются экономике различные кредиты банками на возвратной основе и здесь происходит сближение двух форм кредита: государственного и банковского.

Выпуск правительством страны государственных ценных бумаг, которые в качестве активного инструмента размещаются на финансовом рынке, способствует в мировой практике мобилизации денежных ресурсов населения, предприятий, банков для потребностей государства. Государство выпуская займы, становится должником.

Займы следует классифицировать по следующим признакам:

                   по срокам погашения они бывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

                   по месту размещения - внутренние и внешние;

                   по способу размещения - свободно обращающиеся, по подписке и принудительные;

                   по видам доходности - процентные, выигрышные, лотерейные

Займы, выпускаемые в стране различаются по эмитенту – займы Центрального правительства и займы местных органов власти.

Роль государственного кредита - это результат эффективного использования государством мобилизованных денежных средств населения, предприятий, организаций. Среди всех форм мобилизаций денежных средств привлечения средств Центрального банка (Эмиссионного банка), сопровождается дополнительным выпуском бумажных денег и государство прибегает к этому методу при ограничении применения других форм государственного кредита.

Государственный займ, проявляя государственный кредит, рассматривается как звено общегосударственных финансов, когда источниками могут быть внутренние и внешние займы и заимствования.

Внутренний государственный кредит выступает в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствования средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока вернуть и сумму долга.

Другим действующим в нашей республике видом государственных бумаг являются казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита - обращение части вкладов населения в государственные займы, где сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств.

В Республике Казахстан уже с 1992 года стали выпускаться национальные займы. Вначале это был Государственный внутренний заем, размещаемый среди предприятий и организаций. Были выпущены боны Государственного внутреннего выигрышного займа РК, рассчитанного сроком на 20 лет, которые отвечали по обязательствам союзного займа 1982 года. С 1996 года выпускаются Национальные сберегательные облигации Государственного внутреннего займа Республиканского Казахстана в дематериализованной форме с плавающей нормой доходности. Выпуск Государственных Казначейских обязательств (ГКО) сроками на 3,6,9,12 месяцев, размещаемые среди коммерческих банков, предприятий, фирм в безбумажной форме связан с потребностями государства в денежных ресурсах при финансировании государственных расходов, для покрытия дефицита бюджета. Государственные Казначейские Обязательства, имея номинальную стоимость продаются на аукционных торгах по дисконтированной цене, которая приносит доход инвестору. Казахстанские Государственные Казначейские Обязательства являются средством покрытия “кассовых разрывов” бюджета. Выпуская Государственные Казначейские Обязательства (ГКО), правительство решает как тактические задачи в части изыскания источников, так и развития внутреннего финансового рынка, необходимого в условиях рыночной экономики.

При выпуске Государственных ценных бумаг важными выступают величина дисконта, цена отсечения, погашения государственной акции по нарицательной стоимости, сроки обращения, порядок проведения торгов, принятие объективных решений с разработкой правил и нормативов для финансового рынка.

studfiles.net


Смотрите также

sdfsdg

sdfsdg


400121, Волгоград, ул. Елецкая 21, офис 216

тел.: 8-927-500-9019
СТИНС - Кредитно страховой центр © 2019
Все права защищены. Карта сайта.