Наш адрес:
400121, Волгоград,
ул.Елецкая 21, офис 216

Телефоны:
8-8442-50-20-07
8-937-720-67-47

E-mail:
[email protected]

Государственный кредит функции


Функции государственного кредита

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра финансов и финансового менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория финансов

на тему: Функции государственного кредита

Студент Ю.С. Полегошко

ВШУБ, 4-курс, ВВК-1

Руководитель К.А. Марусева

МИНСК 2017

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 30 с., 28 источников.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ.

Объект исследования - государственный кредит.

Предмет исследования - государственный кредит как экономическая категория.

Цель работы: изучение государственного кредита, как экономической категории, его роль и значение в народном хозяйстве.

Методы исследования: метод системного анализа и синтеза, метод обобщения, сравнения.

Исследования и разработки: раскрыта сущность государственного кредита, изучены функции, изучены различные взгляды экономистов на сущность государственного кредита, охарактеризована роль государственного кредита в экономике Республики Беларусь, выявлены проблемы и перспективы развития.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения к концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Экономическая сущность государственного кредита

.1 Понятие «государственный кредит», как экономическая категория

1.2 Роль государственного кредита в развитии экономики Республики Беларусь

. Функции государственного кредита

. Дискуссионные вопросы содержания государственного кредита

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Одним из способов их получения является государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами.

Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств, в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

Государственные заимствования являются важнейшим инструментом экономической политики государства, формирующим государственный долг. Государственное кредитование также активно используется в качестве инструмента регулирования экономики с целью поддержания тех или иных отраслей экономики, регионов, в некоторых случаях отдельных социально значимых предприятий и фирм. Использование международного кредита носит политический характер и служит обеспечению экономических и политических интересов Беларуси в современном мире.

Осуществление финансовой деятельности государства в сфере привлечения заимствований, предоставления государственных кредитов, а также осуществления управления долговым процессом вызвало необходимость разграничения в рамках государственного кредита категорий «государственный долг», «государственное кредитование». Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как экономической категории, его роль и значение в народном хозяйстве методом обобщения, сравнения, анализа.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

раскрыть понятие государственного кредита, и его роль в финансовой системе государства;

определить функции государственного кредита;

изучение различных точек зрения по вопросу сущности и функций государственного кредита.

Объектом данной работы являются теоретические и практические вопросы функционирования государственного кредита в целом.

Предметом исследования - государственный кредит как экономическая категория.

В основу данной курсовой работы положены труды признанных специалистов в области бюджета и бюджетной системы, финансового права, бюджетного права и финансов.

В настоящее время, выбранная тема весьма актуальна, так как государственный кредит оказывает большое влияние на экономическое развитие страны и регулирование долговых проблем.

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

1.1 Понятие «государственный кредит», как экономическая категория

В практической экономической деятельности кредит представляет собой передачу в пользование материальных ценностей в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности и платности. При этом кредитные отношения проявляются в виде конкретных кредитных сделок, формы и условия которых в настоящее время характеризуются значительным многообразием. Сущность же кредита всегда устойчива и неизменна независимо от специфики его проявления, всегда сохраняет черты, присущие экономическим отношениям, лежащим в основе кредита.

Экономическую категорию «государственный кредит» в широком смысле можно рассматривать как совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу возвратного движения ссуженной стоимости на условиях срочности, возвратности, платности, обеспеченности.

В узком понимании государственный кредит-это кредитные отношения, возникшие между государством и юридическими и физическими лицами при которых государство выступает в качестве кредитополучателя временно свободных денежных средств. [3, с. 260]

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами.

Тем не менее, государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд. В рамках отношений государственного кредита государство может выступать как кредитор, предоставляя различные виды ссуд иностранным государствам, юридическим и физическим лицам. В качестве кредитора государство направляет свои кредитные ресурсы на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, но имеют высокую потенциальную значимость. А также предоставляет казначейские ссуды предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых имеет большое значение для всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны.

Государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических и юридических лиц. Это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств вышеупомянутых физических и юридических лиц. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то обязанность по выплате этих обязательств переходит к государству. Следовательно, выступление государства в сделке в качестве гаранта не влечет за собой автоматического увеличения государственного долга. Вместе с тем, как показала практика, государственные гарантии не требуются заёмщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы. В гарантиях кредитов нуждаются, как правило, не достаточно надежные заемщики, именно поэтому государственные гарантии чаще всего влекут за собой рост расходов их централизованных денежных фондов.

Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства - подписка на государственные займы) [1, с. 275].

Государство выступает заемщиком в лице его органов (Министерство финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для заемщика такая форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, то есть происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства [26, с.82].

Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной основе, которые могут использоваться на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и другое. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из государственного бюджета.

Денежный объем доходной части бюджета ограничен уровнем налогообложения, который установлен действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Таким образом, в сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств. В периоды экономического кризиса (который имеет место на сегодняшний день и в Республики Беларусь), коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается, и сфера его применения сужается [11, с. 207].

Заемные средства, поступающие от выпуска местных облигаций, обычно зачисляются во внебюджетные фонды. Для реализации, например, какого-либо проекта муниципальный орган может выделить часть средств из местного бюджета, взять банковский кредит (что не всегда является выгодным) либо использовать внебюджетные средства, полученные от выпуска местных облигаций.

Для кредиторов государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг предоставляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; и другое.

Несмотря на то, что мобилизация дополнительных финансовых ресурсов с помощью государственных займов менее опасна, чем эмиссия, но и они оказывают заметное негативное воздействие на экономику.

Во-первых, правительство может прибегнуть к принудительному их размещению, что нарушит рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.

Во-вторых, практика выпуска государственных ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Поэтому говорят, что сегодняшние государственные долги - это завтрашние налоги. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать сами займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга).

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - и несет черты, как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.[15, с.209]

Для государственного кредита как финансовой категории характерны следующие признаки:

·государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных фондов денежных средств;

·для государственного кредита характерны перераспределительные отношения, то есть отношения вторичного распределения стоимости ВВП. Как правило, ими являются свободные денежные средства субъектов хозяйствования и граждан, не предназначенные для текущего потребления;

·одним из участников отношений неизменно является государство.

В отличие от финансов государственный кредит:

·имеет, как правило, добровольный характер;

·движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении;

·существование кредита ограничено конкретным, заранее установленным сторонами сроком.

По сравнению с другими формами кредита государственный кредит имеет следующие особенности:

·предоставляется, прежде всего, на покрытие дефицита бюджета;

·не имеет строго целевого характера;

·обеспечением по государственному кредиту выступает имущество государства или региона;

·погашается за счёт налогов или новых заимствований;

·непосредственно выражается в формировании внутреннего и внешнего долга.

Таким образом, государственный кредит является одним из основных источников поступления средств в государственный бюджет. Однако следует помнить, что, как и любой форме кредита, ему присущи принципы платности и возвратности. Поэтому необходим постоянный контроль со стороны государства за ходом осуществления государственных кредитных операций и анализом создавшегося государственного долга, а также определение наиболее эффективных методов управления государственным кредитом.

1.2 Роль государственного кредита в развитии экономики Республики Беларусь

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет доходов бюджета. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению, а также международная деятельность требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, организаций и предприятий органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

В периоды экономического кризиса, коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается, и сфера его применения сужается.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссии денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п. Население может преднамеренно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения. Вынужденные сбережения образуются у населения и в связи с такими отрицательными явлениями, как разбалансированность экономики и товарный дефицит.

Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий и организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды предприятий [8, с.307].

Следует отметить, что при определенных экономических и политических ситуациях население и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита выступают средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий. В истории нашей страны были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства (подписка на государственные займы).

Экономические категории при их функционировании характеризуются теми результатами, которые проявляются в данных социально-экономических условиях. Роль кредита характеризуется результатами его применения для развития экономики регионов и страны в целом, хозяйствующих субъектов и физических лиц. Эти результаты проявляются при осуществлении различных видов кредитных отношений, возникающих и при государственном кредите.

Конкретная экономическая среда оказывает существенное влияние на степень и характер реализации роли кредита, последствия его использования в воспроизводственном процессе и социальной сфере. Так, например, большое значение имеет тип экономики (командно-административная или рыночная), степень развития кредитной системы и финансовых рынков, практическое действия экономических институтов по организации и развитию кредитных отношений, уровень инфляции и т. д. [12, с. 209].

В настоящее время в соответствии с законодательством Республики Беларусь Министерство финансов от имени Правительства выпускает следующие государственные ценные бумаги:

для юридических лиц

·государственные краткосрочные облигации;

·государственные долгосрочные облигации;

·государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте;

·векселя Правительства Республики Беларусь.

для физических лиц

·облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь;

·облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь.

Законодательство Республики Беларусь по государственным ценным бумагам позволяет резидентам и нерезидентам вкладывать свои денежные средства во все виды ценных бумаг правительства

В настоящее время в Республики Беларусь наибольшим спросом у инвесторов - юридических лиц пользуются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации (ГКО и ГДО), номинированные в национальной валюте - белорусских рублях.

Указанные облигации являются государственными ценными бумагами, выпускаются они от имени Совета Министров Республики Беларусь и размещаются среди юридических лиц на добровольной основе.

Государственные ценные бумаги Республики Беларусь - это долговые ценные бумаги государства, выпускаемые для покрытия дефицита государственного бюджета и размещаемые путем проведения закрытых аукционов. Погашение этих бумаг происходит по истечении срока обращения. Облигации выпускаются в безбумажной форме, в виде записей на счетах.

В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств.

Первичное размещение ГКО и ГДО осуществляется одним из нескольких способов:

на закрытом аукционе, проводимом Национальным банком среди первичных инвесторов;

путем прямой продажи Минфином юридическому лицу (без аукциона) (специальный выпуск);

путем покупки у Минфина Национальным банком.

Теги: Функции государственного кредита  Курсовая работа (теория)  Финансы, деньги, кредитПросмотров: 15418Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Функции государственного кредита

diplomba.ru

15Государственный кредит: сущность, функции, формы .

Дать определение государственного кредита. Отметить его роль в финансовой системе государства. Привести функции государственного кредита, объекты и субъекты отношений. Формы государственного кредита.

Государственный кредит— совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В этих отношениях преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности, возвратности и целевого назначения.

Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется, прежде всего, в формировании основных общеэкономических пропорций, таких как, воспроизводственные, отраслевые, территориальные. Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозвратной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой их дефицитности.

Контрольная функция государственного кредита практически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории.

В целом государственный кредит не только стимулирует высокий темп экономического роста, но и смягчает циклические колебания.

Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы, за счет поддержки социальной сферы

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

Товарная форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательной силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита.

В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Минфину Республики

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг. 1)Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются путем записей в долговых книгах, подписанием договоров, соглашений. Они используются, как правило, на межправительственном уровне. 2)Вторая форма государственного кредита – обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг-банковских сберегательных сертификатов или рыночных ценных бумаг. 3) Третьей формой государственного кредита является выдача Национальным банком кредитов правительству Республики Беларусь и местным органам власти. Мощным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков.4) государственные внешие займы

Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она удостоверяет внесение ее владельцем денежных средств в распоряжение государства и подтверждает обязательство эмитента возместить номинальную стоимость в предусмотренный срок с уплатой процентов. Допускается выплата процентов в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока — возврат суммы долга.

В нашей стране с 1994 г. осуществляется выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО). ГКО в Беларуси — это ценные бумаги, выпускаемые в форме записи на счетах и реализуемые с дисконтом. Это означает, что продажа ГКО производится по ценам ниже номинальной цены (нарицательной стоимости).

studfiles.net

41. Государственный кредит: сущность, функции, управление (см. Также № 42)

Под государственным кредитом понимается совокупность экономических отношений государства с физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Государство является гарантом, если оно берет на себя ответственность за погашение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами. Если должник своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства, то гарант не несет никаких дополнительных затрат. Чаще всего государственные гарантии распространяются на ненадежных заемщиков.

Различают внешний и внутренний государственный кредит. Внешний государственный кредит возникает у государства с зарубежными странами, с международными финансово-кредитными организациями. Внутренний государственный кредит проявляется, когда государство проводит кредитные операции внутри страны.

Государственный кредит является экономической категорией, которой присущи одновременно черты кредита и финансов. Он является одним из видов кредита и характеризуется теми же признаками, что и остальные виды: срочность, платность, возвратность и обеспеченность.

В то же время государственный кредит обладает определенными особенностями:

  1. при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход;

  2. на уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Н-р, займы на строительство новой дороги, жилого массива;

  3. государства привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О государственном внутреннем долге РФ (№ 3877-1 от 13 ноября 1992 г.) предусматривает, что любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

  1. через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Положительное воздействие этой функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы делать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпушенным называется рефинансированием государственного долга.

  2. регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита;

  3. контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, поскольку, во-первых, тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств, во-вторых, охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, т.к. предполагает возвратность и возмездность получения средств, а, в-третьих, осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

В широком смысле под управлением государственным кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом как одним из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством.

В узком смысле под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

  1. минимизация стоимости долга заемщика;

  2. недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

  3. эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использование выделенных кредитов;

  4. обеспечение своевременного возврата кредитов;

  5. максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства РФ обычно осуществляет Министерство финансов РФ или Казначейство совместно с Центральным банком.

studfiles.net


Смотрите также

sdfsdg

sdfsdg


400121, Волгоград, ул. Елецкая 21, офис 216

тел.: 8-927-500-9019
СТИНС - Кредитно страховой центр © 2019
Все права защищены. Карта сайта.