Наш адрес:
400121, Волгоград,
ул.Елецкая 21, офис 216

Телефоны:
8-8442-50-20-07
8-937-720-67-47

E-mail:
[email protected]

Особенности государственного кредита


Государственный кредит. отличительная особенность государственного кредита – ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ участие гос-ва.

Поиск Лекций

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и физическими, юридическими лицами с другой стороны, при котором государство выступает в качестве заемщика, гаранта или кредитора

Заемщик. Использ-е для финансирования:

-бюджетного дефицита

-образовавшейся задолженности

Кредитор. Используется для поддержки отдельных предприятий, территорий, программ.

Характеристики государственного кредита:

1.добровольный характер, 2.срочность, 3.возвратность, 4.платность, 5.обеспеченность имуществом государства, находящимся в его собственности, 6.нецелевой характер на уровне центра, правительства, но на более низком уровне власти – целевая направленность.

Функции: распределительная(форм-е и распр ден. Ср.го-ва), контрольная(контроль за целевым использ-ем, возрвратностью, платностью), регулирующая(воздейтв-е на ден..систему, произ-во, потребл-е)

Классификация заимствований:

1.внутренние заимствования; 2.внешние заимствования.

Различают:

а) внутренний госдолг – это госдолг РФ + государственный долг субъекта РФ.

б) внешний госдолг – это обязательство, возникающее в иностранной валюте.

Управление гос.кредитом на уровне РФ осуществляют:

1.Федеральное собрание РФ, которое устанавливает:-предельные размеры внутр. И внешнего долга, - объемы заимствований, - объемы предоставляемых кредитов.

2.Правительство РФ, которое устанавливает – предельные объемы выпуска ценных бумаг

3. Минфин РФ, которые устанавливает: - конкретные сроки и объемы выпусков ценных бумаг, -выступает эмитентом ценных бумаг

8. Доходы федерального бюджета, их состав и структураДоходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.

Основной источник доходов - это налоги.

Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах и в установленные сроки.

Налоги выполняют две основные функции:

·фискальную;

·регулирующую.

Фискальная - состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.

Регулирующая - связана с вмешательством государства через налоговую систему в процесс воспроизводства.

Налоги можно подразделить на прямые и косвенные.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика (подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций и др).

Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги).

Налог на добавочную стоимость (НДС) - это форма изьятия в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров (работ, услуг). Облагаемый оборот исчисляется на основании стоимости реализованных товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов. Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности.

Акцизы также взимаются в ценах товаров и услуг. Обьектом обложения выступает стоимость подакцизных товаров (вино-водочные, табачные, меховые, ювелирные изделия, легковые автомобили и др.)

Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров.

Используются следующие ставки таможенных пошлин:

·адвалерные - пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товара;

·специфические - пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;

·комбинированные - сочетающие элементы двух перечисленных выше пошлин.

Действующая в РФ система налогообложения включает налоги следующих видов:

·федеральные налоги;

·региональные налоги (налоги национально-государственных и административно-территориальных образований: республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга);

·местные налоги.

Основные федеральные налоги - это НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, налог с физических лиц и др.

Из этих налогов полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами.

НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц - это регулирующие доходы, которые в виде процентных отчислений поступают также в бюджеты субьектов Федерации и в местные бюджеты.

Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги.

Что касается прямых налогов, то в России важнейшее место занимает налог на прибыль с предприятий и организаций. Он взимается со всех юридических лиц, независимо от форм собственности. Причем в условиях рынка он должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Однако в настоящее время налоговая система России слабо задействует регулирующую функцию.

К неналоговым доходам относятся:

·доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности;

·доходы от приватизации;

·доходы от внешнеэкономической деятельности;

·доходы целевых бюджетных фондов ( Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др.)

Основное направление государственной политики в области налоговой реформы состоят в построении стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность системы налогов и налоговых платежей, что должно найти отражение в налоговом Кодексе. Принятие Кодекса должно преодолеть негативные стороны в российском налоговом законодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, зафиксировать гарантии налогоплательщиков регионов и государства.

Управление финансами

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Управление - это совокупность приемов и методов

целенаправленного воздействия на объект для дос-

тижения определенного результата.

Управления финансами - это деятельность, свя-

занная с проведением общей финансовой политики

государства, направленная на сбалансированность

всей финансовой системы. Управление финансами

осуществляется через сложившуюся систему отноше-

ний, обусловленную историческими, экономическими

и политическими условиями, и подчинено финансо-

вой политике государства.

Управление финансами осуществляет специальный

аппарат с помощью особых приемов и методов, в том

числе разнообразных стимулов и санкций.

В управлении финансами, как и в любой другой уп-

равляемой системе, выделяются объекты и субъекты

управления. Объектами выступают разнообразные

виды финансовых отношений; субъектами являются

организационные структуры, осуществляющие управ-

ление.

В соответствии с классификацией финансовых отно-

шений по их сферам выделяют три группы объектов:

1)финансы предприятий (организаций, учреждений),

2) страховые отношения,

3)государственные финансы.

Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий

(организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции.

Система финансового управления осуществляется

с помощью финансового аппарата, а финансовый аппарат представляет собой совокупность органов и организаций занимающихся управлением финансами.Финансовый аппарат составляют:

1) финансовые органы государства;

2) страховые органы;

3) финансовые службы предприятий.

Управленческие решения принимаются на основе

анализа финансовой информации, которая должна

быть достаточно полной и достоверной, обеспечиваю-

щей принятие обоснованных решений. Финансовая

информация базируется на бухгалтерской, статисти-

ческой и оперативной отчетности.

Управление финансами регулируется высшими за-

конодательными органами через принятие финансо-

вого законодательства, утверждение государствен-

ного бюджета и отчета о его исполнении, введение

или отмену отдельных видов налогов, утверждение

предельного размера государственного долга и дру-

гих финансовых параметров.

В управлении финансами выделяют следующие

функциональные элементы:

1) планирование. В его ходе любой субъект хозяй-

ствования всесторонне оценивает состояние сво-

их финансов и выявляет возможности увеличения

финансовых ресурсов;

2 Оперативное управление - это комплекс мер,

разрабатываемых на основе оперативного анализа

складывающейся финансовой ситуации и пресле-

дующих цель получения максимального эффекта при

минимуме затрат с помощью перераспределения

финансовых ресурсов. Кроме оперативного управ-

ления/различают стратегическое управление, ко-

торое выражается в определении финансовых ре-

сурсов через прогнозирование на перспективу,

установлении объема финансовых ресурсов на реа-

лизацию целевых программ;

3) контроль - это сопоставление фактических ре-

зультатов с плановыми, выявление резервов для

увеличения ресурсов с помощью эффективного хо-

зяйствования.

10. Основной капитал коммерческой организации.

Основной капитал- часть активов организации вложенные в основные средства, нематериальных активов, долгосрочные финансовые вложения.

11. Консолидированный бюджет РФ, его назначение и особенности.

12. финансовый механизм и характеристика его звеньев.

В соответствии с нормативной теорией финансов, если вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сформироваться механизм перераспределения денежных средств пользу государства, достаточных для обеспечения возложенных на него функции.

Финансовый механизм представляет собой систему организации регулирования и планирования финансовых отношений, способов, форм, методов формирования использованных ресурсов на основе норм и нормативов установленными государством для бюджетной и финансовой системы. В зависимости от этого формируются доходы общества, а так же доходы экономических субъектов.

Элементы финансового механизма: формы финансовых ресурсов; методы их формирования; система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении дохо­дов и расходов государства;организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

13. Сущность и роль кредита

Сущность кредита определяют как экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу возвратного движения стоимости.

(Формы кредита: банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, представляемого банками взаймы за плату во временное пользование. Банковский кредит – это основная форма кредита. государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Государственный кредит бывает централизованный (проводятся для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района)и децентрализованный (для частичного покрытия расходов местного бюджета). потребительский кредит отражает экономические соотношения между кредитором и заёмщиком по поводу кредитования конечного потребления. коммерческий кредит представляет собой кредитную сделку между предприятиями: продавцом (кредитором) и покупателем (заёмщиком). Кредит представляется в товарной форме в виде отсрочки платежа за товар (услуги). лизинговый кредит – это отношения между юридически самостоятельными лицами по поводу основных средств производства или товаров для длительного использования, а также финансирования, приобретения не/движимого арендуемого имущества. ипотечный кредит – особый тип экономических отношений по поводу предоставления долгосрочных ссуд под залог недвижимого имущества. международный кредит – движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с представлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности.)

14. Финансы, их сущность и функции.

15. Оборотный капитал коммерческой организации и роль финансов в его формировании.

Оборотный капитал – наиболее подвижная часть капитала, вложенная в текущие активы.

Структура оборотного капитала:

1. Оборотные средства ( материально производственные запасы, непосредственное производство, расходы будущих периодов)

2. фонды обращения( готовая продукция, расчеты с дебиторами, краткосрочные денежные вложения, денежные средства)

В процессе финансовой хозяйственной деятельности источниками пополнения оборотных средств служит: банковские и коммерческие кредиты, постоянная минимизация кредиторской задолженности.

16. потребительское кредитование и его особенности.

потребительский кредит отражает экономические соотношения между кредитором и заёмщиком по поводу кредитования конечного потребления. коммерческий кредит представляет собой кредитную сделку между предприятиями: продавцом (кредитором) и покупателем (заёмщиком). Кредит представляется в товарной форме в виде отсрочки платежа за товар (услуги).

17. Роль финансов в социально-экономическом развитии страны..

18. Фондовый рынок, его состав и функции.

19. Прибыль коммерческой организации, ее формирование и распределение.

20. формы и виды кредита.

кредит – экономическая категория. Это система перераспред-х отнош м\д владельцами временно своб-х ден-х рес-сов, кот м.б. кредиторами и юр и физ лицами, желающие получить эти ресурсы в свое распоряжение(заемщиками).

Появление кредита возможно лишь в том случае, когда в экон появ-ся временно своб-е ден ср-ва, к-е нужно нарастить путем предоставл-я их на условия платности, срочности и возвратности. Кредит может предоставл-ся в форме: 1.кредта, 2.заема.3.ссуда. 1и2 соверш-ся в ден форме, а ссуда м.б. в ден и в натур.

Виды:

-коммерческий к(предприятия-продавцы товаров(услуг) и п.-покупатели в виде отсрочки платежа за поставленные товары либо предоплаты),

-банковский(кредит.орг. и проч юр. Лица и граждане – денежные средства),

-потребительский (конечные потребители товара(физ.лица) предприятия розничн.торговли или кредитн.организации – в виде отсрочки платежа за купл-е товары либо в денежн. форме),

-государственный (муниципальный) – гос-во или муниципалитеты и физ и юр лица – в денежной форме,

-международный кредит-международные фин-кредитн. Организации в денежной форме)

Ф-и: перераспред-я, контрольная, воспроизв-я.

после исчезновения СССР и перехода России на рыночные начала сформировалась след кредитная сист РФ: 1. ЦБ, 2.банковская сист(коммерч банки и сбербанк). 3.спец небанковские кредитные институты(стах компании, инвестиц фонды и т.д.). к концу 94г в Росии насчитывалось 2400 коммреч банков, более 2000 стах компаний и др. появились новые кредитно-фин-е институты:1.ЦБ, 2банковская сист(коммерч банки, сбербанки, ипотечные банки). 3.специализированные небанковские кредитно-фин-е институты(стах компании, инвестиц-е фонды, ПФ, финансово-строит-е компании).

21. Лизин г и его особенности.

Лизинг— это долго­срочная аренда машин и оборудования, купленных арендодате­лем для арендатора с целью их производственного использования при сохранении права собственности на них за арендодате­лем на весь срок договора.В ней участвуют арендатор, арендодатель и поставщик оборудования.

Отличие от кредита в том, что оборудование остается на балансе у банка, арендатор не становится собственником.

Различают финансовый лизинг и оперативный. У финансового лизинга более длительный срок и часто по окончании срока разрешается выкуп лизингополучателем оборудования по остаточной стоимости. Оперативный лизинг – на более короткий период. Лизингополучатель возвращает объект лизинга. Различают внутренний и международный лизинг. Международный – когда один из участников лизинга за границей.

22. Общая характеристика внебюджетных фондов РФ.

внебюджетные фонды— это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

ВФ имеют распределительную и контрольную функцию..

От источников формирования, назначения и масштабов использования – Централизованные (гос-е) ВФ.(-Пенсионный фонд РФ, -Фонд социального страхования РФ, -Федеральный фонд ОМС) и децентрализованные (территориальные ВФ)(для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых задач -1.по реш.рег и муниц орг для реш регион. И местн. Задач 2. для реш отрасл задач, напр. фонд научно-исслед и конструкторск. Разработок)

Фонды различаются по правовому положению и целям создания.

По правовому положению фонды делятся на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей (вгосударствах с федеративным устройством они могут находиться и враспоряжении властей субъектов федерации); вторые — и распоряжении органов местного самоуправления.

В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетныефонды подразделяются на: фонды социального назначения (пх иногда называют фонды социального страхования) и экономические фонды. Первые предназначены в основном для решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность.

23. виды банковских кредитов.

Банковский кредит— денежная ссуда, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты кредитного процента.Кредиторами могут выступать юридические и физические лица, которые предоставили свои средства в распоряжение заемщика на определенный срок.Заемщик - это сторона кредитных отношений, которая получает денежные средства на определенный срок во временное пользование (в ссуду) и обязана их возвратить в установленный срок.

По назначению кредит бывает:потребительским;промышленным;торговым;сельскохозяйственным;инвестиционным;бюджетным.

По сфере применения различают кредиты: предназначенные для расширения производства; используемые в организации оборотных фондов.

По срокам пользования:краткосрочные (до 1 года);среднесрочные (от 1 до 3 лет);долгосрочные (свыше 3 лет).

По размерам кредиты бывают:крупные;средние;мелкие.

По обеспечению:необеспеченные (распространены в сфере потребительского кредитования);обеспеченные (залогом, гарантией или страховкой). По способу выдачи различают кредиты:компенсационные(Деньги поступают на счет клиента для возмещения его расходов);платежные.(Деньги поступают непосредственно на оплату документов, которые предоставлены заемщиком)

По методу погашения кредиты бывают:погашаемые в рассрочку по частям в несколько приемов;погашаемые единовременной выплатой.

По видам процентных ставок кредиты делят на:ссуды с фиксированной процентной ставкой, которая не подлежит пересмотру в период действия кредитного договора (применяются, как правило, в краткосрочных кредитах. Их достоинство в том, что можно рассчитать свои доходы и расходы. От конъюнктуры рынка результат не зависит);ссуды с плавающей процентной ставкой (зависят от рыночных обстоятельств и могут быть пересмотрены независимо от мнения заемщика).

Банковские кредиты подразделяются на активные и пассивные. В первом случае банк выдает кредит, то есть выступает кредитором, во втором является заёмщиком.

24. Пенсионный фонд и его характеристика.

Крупнейшим из внебюджетных фондов России является Пенсионный фонд РФ. Его бюджет —второй по величине после федерального бюджета РФ и составляет около 50% федерального бюджета.

Пенсионный фонд – специализированное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством.

Цель – обеспечение финансовой стабильности, создание условий для регулярных выплат пенсий, повышения пенсий с учетом инфляции.

Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются: (1) страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога; (2) 'ассигнования из федерального бюджета (в том числе на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей старше полутора лет); (3) средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением досрочных пенсий безработным; (4) средства, взыскиваемые с работодателей, в результате предъявления регрессивных требований;(5) доходы от капитализации временно свободных средств; (6) беспроцентные ссуды, займы и кредиты; (7) добровольные

Средства Пенсионного фонда направляются на: (1) выплату государственных пенсий; (2) выплату пособий поуходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; (3) оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; (4) финансовое и материальнно-техническоеобеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ иего органов.

25. Общая характеристика финансового рынка.

Финансовый рынок– это рынок, на котором в качестве товаров выступают финансовые ресурсы.

Цель финансового рынка: обеспечение эффективной аккумуляции денежных средств, их реализации структурам, нуждающимся в финансовых ресурсах.

В качестве финансовых посредников выступают: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые кампании (лизинговые, холдинговые), кампании осуществляющие доверительные проблемы денежными средствами.

Участниками рынка прямых заимствований на ряду с брокерами выступают дилеры и инвестиционные банки. Дилеры от своего имени за счет приобретают определенные ценные бумаги, по которым на их взгляд ожидается рост котировок. Доход дилера определяется разницей между ценой спроса и предложения. Прибыль дилера зависит прежде всего от характера роста стоимости ценных бумаг и от расходов, связанных с приобретением, хранением и продажей ценных бумаг.Брокеры совершают сделки от имени своих клиентов.

Виды финансовых рынков.

1.По признаку мобилизации средств в структуру финансовых рынков входит: рынки кредитов и займов; рынки ценных бумаг и рынки дериативов; рынки лизинговых и факторинговых услуг; рынки доверительных операций; страховые рынки.

2. По месту нахождения источников: внутринациональные рынки; мировые рынки.

3. По уровню развития рынки делятся на: развитые рынки; развивающие рынки.

Валютный рынок- это рынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную ценность. Это: а) иностранная валюта (банкноты, казначейские билеты, монеты, средство в расчетах). б) ценные бумаги (чеки, векселя);фондовые ценности (акции, облигации) и др. долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте. в) драгоценные металлы (золото, серебро, палладий и природные драгоценные камни. Рынок золота – это сфера экономических отношений, связанная с куплей-продажей золота, как с целью накопления и пополнения золотом запаса страны. Рынок денежных средств и рынок капитала. В основе лежат денежные инструменты, если краткосрочные (до года), то объекты денежного рынка, если свыше 5 лет – рынка капитала, пограничная область от года до 5 лет относится к среднесрочным – к рынку капитала. Инструменты этих рынков могут быть: а) денежного рынка( казначейские векселя, банковские акцепты, депозитные сертификаты банка). б) рынка капитала (долгосрочные облигации, акции, долгосрочные ссуды). На рынке ценных бумаг, обращаются, поглощаются ценные бумаги и их сертификаты (купоны). На спотовом рынке обмен ценных бумаг на денежные средства осуществляется практически во время сделки. На срочном рынкеобращаются срочные ценные бумаги и контракты. Биржевой рынок проходит в специальных финансовых институтах (биржах). Внебиржевой рынок проходит на крупных торговых площадках. Вторичный рынок – это рынок бывшего употребления ( купли-продажи ценных бумаг). Цена там выше, чем на первичных. Первичный рынок – это когда ценная бумага продается в первые после ее выпуска. Форвардный рынок – это рынок, на котором стороны договариваются о поставки, имеющихся у них в действительности цен. бумаг с окончательным расчетом к определенной дате в будущем, т.е. цена устанавливается потом по факту продажи. Фьючерский рынок - это рынок, на котором производится торговля контрактами на определенный срок в будущем, цена бумаг устанавливается на момент заключения договора. Опционный рынок – это когда осуществляются купли-продажи контрактов с правом покупки или продажи определенный финансовых инструментов по заранее определенной цене. До окончания его срока действия заранее установленная цена называется ценой исполнения опциона. Рынок свопов - это рынок прямых обменов контрактами между участниками сделки с ценными бумагами. Он гарантирует взаимный обмен между двумя финансовыми обязательствами в определенный момент в будущем.

26. Фонд социального страхования.

Фонд социального страхованияСредства Фонда формируются за счет• страховых взносов работодателей в виде отчислений от социального налога;•индивидуальных предпринимателей• доходов от капитализации временно свободных средств;• ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов ,связанных с предоставлением льгот лицам,пострадавшимвследствие радиационных аварий и их последствий;• добровольных взносов граждан и юридических лиц;• средств, взыскиваемых со страхователей, в результате предъявления регрессивных требований;

poisk-ru.ru

18. Государственный кредит, его сущность, особенности.

Государственный кредит является частью государственных финан­сов, одной из форм мобилизации государством денежных ресурсов нужных ему для выполнения своих функций. В сфере кредитных от­ношений государство может быть и заемщиком, и кредитором, и га­рантом. Партнерами государства по кредитным отношениям могут быть любые юридические и физические лица, но на практике их круг ограничен. Это в основном другие государства, международные фи­нансовые организации, отечественные и зарубежные банки и корпо­рации, участники национального и международных рынков ценных бумаг.

Государственный кредит выполняет три функции — фискальную, регулирующую, стимулирования (или сдерживания) экономического роста.

Через фискальную функцию государственного кредита осуществля­ется дополнительное формирование централизованных денежных фондов государства.

Фискальная функция государственного кредита выражается в более равномерном распределении налогового бремени во времени.

Государственный кредит выполняет также регулирующую функцию. Она связана с состоянием денежного обращения, уровнем ставок на рынке денег и капиталов, влияет на производство и занятость.

Используя государственный кредит, государство оказывает положительное влияние на производство и занятость.

Функция стимулирования (или сдерживания) экономического роста проявляется в его положительном (или негативном) влиянии на эко­номику страны.

Государственный кредит по источникам происхождения может быть внутренним, т.е. номинированным в национальной валюте, и внешним, выраженным в иностранной валюте. Чаще всего по внутрен­нему долгу кредиторами выступают юридические и физические лица — резиденты, по внешнему — нерезиденты.

Государственный кредит по целям будущего использования средств можно подразделить на инвестиционный и неинвестиционный. К первой категории относятся кредиты на финансирование крупных государственных инвестиционных проектов, т.е. на производитель­ные цели. Ко второй относятся кредиты на финансирование непроизводительных расходов государства, когда материальной или денежной отдачи от их использования не будет.

Особенность государственного кредита как экономических отно­шений проявляется также в том, что он реализуется посредством при­менения различных финансово-кредитных долговых инструментов. Имеются в виду кредиты в денежной форме, займы на национальном фондовом рынке через эмиссию государственных ценных бумаг, вы­пуски еврооблигаций. Несмотря на их различия, экономическое со­держание у них одно — кредитная основа, т.е. движение денежных средств на условиях возвратности, платности и срочности.

24. Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и субъекты.

Финансовый контроль — это проверка специально уполномоченными ор­ганами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, ус­тановленных государством и собственниками.

Он помогает формировать полную и объективную кар­тину о финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельнос­ти экономических субъектов.

К общим принципам финансового контроля, способствующим ре­шению его задач, относятся:

• законность;

• объективность;

• независимость;

• разграничение функций и полномочий между различными орга­нами финансового контроля;

• подотчетность органов финансового контроля создающим их органам власти или собственникам;

• гласность

Законность — фундаментальная правовая основа существования общества и функционирования государства. Как принцип финансо­вого контроля законность означает прежде всего, что содержание кон­троля определяется Конституцией страны, законодательными и дру­гими документами, посредством которых осуществляется правовое регулирование финансовых, денежных, валютных, кредитных отно­шений, банковской деятельности.

Принцип объективности предполагает, что финансовый контроль строится строго на фактической и документальной основе, имеет дело с отчетными данными о финансовой деятельности объекта контроля, составленными и утвержденными в установленном порядке, оценива­ет их всесторонне и беспристрастно.

Независимость финансового контроля гарантируется Конститу­цией и соответствующими законами.

Принцип разграничения функций и полномочий связан с тем, что в развитых странах задачи финансового контроля решают обычно не­сколько органов.

Говоря о принципе подотчетности, надо иметь в виду, что госу­дарственная власть, как правило, делится на законодательную и ис­полнительную. Соответственно в каждой ветви власти могут быть со­зданы свои органы финансового контроля.

Принцип гласности предполагает, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны.

Различают следующие объекты контроля:

бюджет;

внебюджетные фонды;

налоговые поступления;

валютные поступления;

кредит;

страхование;

инвестиции;

денежная масса.

studfiles.net

38. Государственный кредит: понятие, особенности участия государства, современное и перспективное применение.

В широкой трактовке госкредит отражает всю совокупность финансовых отношений между органами государственной власти и управления, в процессе которых происходит размещение государственных займов, их последующее обслуживание и погашение, а также бюджетное кредитование третьих лиц и гарантирование их обязательств.

В узкой трактовке государственный кредит отражает заемные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, а также субъектов международного права на условиях возвратности, срочности, платности для финансирования бюджетных расходов и операций государственного сектора, не обеспеченных доходными источниками.

Особенностью госкредита служит то, что одним из участников таких экономических отношений является государство, которое выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта; а также госкредит реализуется посредством применения различных финансово-кредитных долговых инструментов: кредиты в денежной форме, займы на фондовом рынке через эмиссию государственных ценных бумаг, выпуски еврооблигаций.

Роль госкредита: Госкредит является одним из основных рыночных институтов финансирования бюджетного дефицита. С другой стороны, госкредит выступает одним из эффективных и гибких инструментов аккумуляции и перераспределения финансовых ресурсов в экономике, механизмов балансировки бюджетной системы.

Сущность государственного кредита проявляется в его функциях:

1.Обеспечивающая функция госкредита связана с возможностью мобилизации в бюджет свободных денежных средств через государственные заимствования на внутреннем и внешнем рынках. 2.Распределительная функция заключается в формировании централизованных фондов денежных средств и их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает денежные средства для финансирования своих ресурсов. В настоящее время поступление государственных займов стали вторыми после налоговых поступлений источниками финансовых расходов бюджета. 2.Регулирующая функция проявляется в формировании основных общеэкономических пропорций и стимулировании развития отдельных отраслей предприятий и территорий. Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на объем денежной массы в обращении, уровень процентных ставок на рынке денег и капитала, занятость, уровень ликвидности коммерческих банков и т. д. Госкредит не только стимулирует высокие темпы экономического развития, но и смягчает циклические колебания. (см ниже, влияние на экономику) 3.Контрольная функция заключается в контроле за целевым и рациональным использованием целевых средств.

В целом необходимо отметить, что в процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи: минимизация стоимости долга для заемщика; недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса; эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов; обеспечение своевременного возврата кредитов; максимальное решение задач, определенных финансовой политикой страны.

Если рассматривать состояние государственного кредита в сегодняшний день, то важно отметить, что в настоящее время Россия является не только должником, но и кредитором. Российская Федерация предоставляет кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Если рассматривать заимствования средств Российской Федерацией, то следует отметить тенденцию планомерного замещения внешнего долга внутренним.

39. Международный кредит: понятие, роль и функции. Влияние международного кредита на экономику разных стран.

Международный кредит - разновидность экономической категории “кредит”.

МК - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношении, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты.

Условия международного кредита отражают его связь с экономическими законами рынка и используются для решения задач экономических агентов рынка и государства.

Функции международного кредита. Они выражают особенности движения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. В их числе:

1. Перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Тем самым кредит содействует выравниванию национальной прибыли в среднюю прибыль, увеличивая ее массу.

2. Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, переводов и др.), развития и ускорения безналичных платежей.

3. Ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию иностранных кредитов.

4. Регулирование экономики.

Роль кредита. Выполняя эти взаимосвязанные функции, международный кредит играет двойную роль в развитии производства: положительную и отрицательную. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена, углублению международного разделения труда. С другой стороны, международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства. Международный кредит используется для укрепления позиций иностранных кредиторов в конкурентной борьбе.

Границы международного кредита зависят от источников и потребности стран в иностранных заемных средствах, возвратности кредита в срок. Нарушение этой объективной границы порождает проблему урегулирования внешней задолженности стран-заемщиц. В их числе — развивающиеся страны, Россия, другие государства СНГ, страны Восточной Европы и т. д.

Двоякая роль международного кредита в условиях рыночной экономики проявляется в его использовании как средства взаимовыгодного сотрудничества стран и конкурентной борьбы.

Основными заемщиками на мировом рынке ссудных капиталов являются транснациональные банки (ТНБ), государственные органы, международные и региональные экономические организации. В категорию межбанковских кредитов объединены ЦБ и коммерческие банки, так как центральные банки предоставляют международные кредиты через коммерческие банки. В рамки межправительственных кредитов включаются и кредиты международных организаций, так как, например, МВФ и Мировой банк по сути являются межправительственными.

Главные кредиторы в современной мировой экономике — правительства Японии, Германии, Франции и США, банки Великобритании, США, Швейцарии, Франции, Германии и Японии.

Правительства отдельных развивающихся стран (Китай, Кувейт, ЮАР) также предоставляют международные кредиты, однако их удельный вес в общем объеме кредитования незначителен.

Крупнейшими получателями межправительственных кредитов являются Австралия, Швеция, Дания, из развивающихся стран — Мексика, Пакистан, Аргентина.

40. Коммерческий и банковский кредит: понятия, общие черты, основные отличия и взаимосвязь.

Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый одними функционирующими субъектом другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа.

Орудием коммерческого кредита служит вексель. Его объект — товарный капитал. Он непосредственно обслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Особенность коммерческого кредита состоит в том, что ссудный капитал здесь слит с промышленным.

Цель коммерческого кредита — ускорить реализацию товаров и заключенной в них прибыли. Процент по нему, включенный в цену товара и в сумму векселя, ниже, чем по банкирскому кредиту, цель которого — получение прибыли по ссудам. Размеры этого кредита ограничены величиной резервных капиталов, имеющихся у промышленных и торговых субъектов. Передача этих капиталов возможна только в направлениях, определенных условием сделки, от субъектов, на предприятиях которых производятся средства производства, субъектам, на предприятиях которых эти средства производства потребляются, или от предпринимат, производящих данные товары, к торговцам, реализующим их.

К недостаткам коммерческого кредита относят: 1. ограниченность по направлениям, во времени, по размерам 2. иногда вынужденный со стороны поставщика характер отсрочки платежа в связи с трудным финансовым положением 3. наличие риска для поставщика 4. сильное влияние со стороны банковской сферы при учете векселей.

Тем не менее, коммерческий кредит способствует: 1.ускорению оборачиваемости оборотных средств 2.улучшению качества кредитно-расчетного обслуживания 3.оперативному предоставлению средств фин поддержке предприятий друг другом.

Банковский кредит предоставляется банками, разными другими кредитными учреждениями функционирующим хозяйственным субъектам и другим заемщикам в виде денежных ссуд.

Объект банкирского кредита — денежный ссудный капитал, обособившийся от промышленного капитала. Сделка ссуды здесь отделена от актов купли-продажи.

Заемщик — функционирующий хозяйственный субъект, государство, личный сектор; кредитор — банк, кредитное учреждение. Банковский кредит преодолевает сравнительно узкие границы коммерческого кредита, так как он не ограничен направлением, сроками и суммами кредитных сделок.

Сфера его использования шире: коммерческий кредит обслуживает лишь обращение товаров, банковский кредит — и накопление капитала, превращая в капитал часть денежных доходов и сбережений всех классов общества. Замена коммерческого векселя банковским делает кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Банки гарантируют кредитоспособность заемщиков.

Коммерческий кредит: кредитор – юр лица, связанные с производством или реализацией товаров; предоставляется искл в товарной форме; при юр оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за кредит включается в цену товара.

Банковский кредит: кредитор – банки; предоставляется искл в денежной форме; при юр оформлении сделки плата за кредит определяется через фиксированный процент от базовой суммы.

Средняя ст-ть коммерч кредита всегда ниже средней ст банк % на данный п-д времени.

Коммерческая форма кредита тесно связана с банковским кредитом. В сложных экономических условиях объем свободных денежных средств недостаточен и это не позволяет сконцентрировать их в банках в требуемом объеме в качестве ресурсов кредитования. При нехватке денежных ресурсов в банке спрос на коммерческий кредит повышается. Прямое банковское кредитование поставщика расширяет его способность к предоставлению коммерческого кредита, и наоборот банковские кредиты, выдаваемые покупателям, сокращают их потребность в коммерческом кредите.

studfiles.net

Государственный кредит

Отличительная особенность государственного кредита - участие в кредитных отношениях государства в лице его органов власти различных уровней в качестве кредитора или заёмщика. Выступая кредитором, государство через центральный банк или казначейскую систему производит кредитование:

приоритетных отраслей, региональных или местных органов, испытывающих необходимость в финансовых ресурсах при невозможности бюджетного финансирования со стороны коммерческих банков из-за факторов конъюнктурного характера;

коммерческих банков и других кредитных учреждений в процессе прямой или аукционной продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов. Как заёмщик государство размещает государственные займы через банки или на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг. Причина роста такого кредита - дефицит бюджетов, связанный главным образом с непроизводительными военными и управленческими расходами. Это основная форма государственного кредита. Его расширение, связанное с хроническим дефицитом бюджета, вызывает необходимость увеличения роста расходов на обслуживание займов - их погашение и оплату процентов, что в конечном итоге приводит к огромному государственному долгу. В результате государственный кредит становится регенератором дальнейшего своего роста.

В мировой практике государственный кредит используется не только в качестве привлечения финансовых ресурсов, но и как эффективный инструмент централизованного кредитного регулирования.

Вознаграждение за пользованием кредитом устанавливается, как правило, в форме процента.

Кредит имеет несколько видов. Кредитные отношения получили широкое распространение в современной российской экономике. Одним из основных видов кредита является государственный кредит. Государственный кредит как самостоятельный финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, регулируемых определённой системой правовых норм.

Государственный кредит является одним из основных инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами. Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

Независимо от уровня кредит можно рассматривать в двух значениях: в экономическом и в правовом.

Кредит как экономическая категория является базисным понятием по отношению к кредиту в правовом аспекте и представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. И если сущность самой категории кредита рассматривается как передача платёжных средств кредитором заёмщику для использования их последним на началах возвратности и в собственных интересах, то экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности и используются государством как ссудный капитал. Государство направляет его на общегосударственные потребности либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями экономики, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.

Таким образом, государственный кредит представляет с экономической точки зрения одну из форм движения ссудного капитала и заключается во вторичном распределении стоимости валового внутреннего продукта и части национального продукта.

С правовой точки зрения государственный кредит - это урегулирование правовыми нормами отношения по аккумуляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Интересное из раздела

Экономический расчет напорного ящика закрытого типа Целлюлозно-бумажная промышленность - наиболее сложная отрасль лесного комплекса, связанная с механической обработкой и химической переработкой древесины. Она включает производство целлюлозы, бумаг ...

Особенности формирования и реализация ценовой политики предприятия в условиях переходного периода ценовая политика государственный переходной Ключевыми элементами рыночной экономики являются цены, ценообразование и ценовая политика предприятия. Цена - это экономическая категория, означающа ...

Экономический рост и эффективность экономики Одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой страны является стимулирование экономического роста, поддержание его темпов на стабильном и оптимальном уровне. Не ...

www.economicdiscuss.ru


Смотрите также

sdfsdg

sdfsdg


400121, Волгоград, ул. Елецкая 21, офис 216

тел.: 8-927-500-9019
СТИНС - Кредитно страховой центр © 2019
Все права защищены. Карта сайта.