Наш адрес:
400121, Волгоград,
ул.Елецкая 21, офис 216

Телефоны:
8-8442-50-20-07
8-937-720-67-47

E-mail:
[email protected]

Субстандартные ипотечные кредиты


Что такое субстандартная ипотека

Субстандартным кредитом является заем, который выдается лицам, имеющим плохую кредитную историю, и чьи финансовые возможности недостаточны для получения кредита по стандартным условиям. Подобные кредиты, которые берутся на покупку недвижимости, оформляются так же легко, как и обычные; и даже с некоторыми упрощениями: например, не нужно выплачивать первоначальный взнос и представлять справку о доходах. С другой стороны они требуют от заемщика заметно больших усилий для своего погашения, что может создавать достаточно проблематичные ситуации. Но все же простота и скорость получения субстандартной ипотеки является очень привлекательным фактором для россиян.

Происхождение субстандартного кредита

До конца 1970-х годов ипотечные кредиты выдавались только определенным категориям лиц. На это ограничение не влияло даже формальное соответствие потенциального заемщика кредитным условиям. Такое положение существовало даже в США, где оттачивались стандарты современной мировой кредитной системы. Но принятие закона о реинвестировании, в конце концов, сделало доступным ипотечное кредитование для всех.

Значительное законодательное послабление для кредитных компаний дало толчок для кредитования также и людей с низкими доходами. Впоследствии еще один новый закон предписывал для таких людей выдачу кредита с более высокой процентной ставкой. Спустя еще какое-то время появилось разрешение на применение плавающей ставки. Так, постепенно, формировалась законодательная база по ипотечному кредитованию.

Все это позволило кредитному бизнесу не только оставаться наплаву в периоды экономической нестабильности, но и значительно увеличить объемы ипотечного кредитования на уверенном рынке. В таком развитии немалую роль сыграл еще и тот факт, что ипотека в США подразумевает не только кредиты на покупку недвижимости. Выдача денежных займов под залог недвижимого имущества и рефинансирование так же включаются в этот сегмент кредитования. Подобные виды кредитов при их общей доступности стали пользоваться большим спросом. С 1994 по 2003 годы максимально благоприятные условия позволили ипотечному бизнесу в США увеличить свой объем на 25%. Однако при этом вся финансовая нагрузка от рисков легла на плечи заемщиков.

Положительные стороны субстандартного кредита

Субстандартная ипотека не так страшна, как кажется на первый взгляд, и в определенных ситуациях она может быть единственным приемлемым вариантом. Следует учесть, что сегодня у многих наших сограждан есть стабильный источник дохода, который нигде не зафиксирован юридически. Сюда можно отнести служащих, получающих зарплату в конвертах; людей, работающих удаленно, по интернету; некоторых предпринимателей. Этих людей немало. Причем их доходы могут позволить им взять кредит на покупку жилья. Как раз таким заемщикам и подойдет субстандартный кредит.

Также такой вид кредитования окажется незаменимым для людей, которые, не имея собственного жилья, вынуждены довольствоваться съемным. Ведь отдавая деньги за аренду, они не имеют возможности скопить хотя бы на первоначальную выплату по классическому ипотечному кредиту. А вот взять субстандартную ипотеку можно без всяких задатков.

Ипотека по завышенной цене

Большой минус субстандартного кредита (как и других займов с облегченными условиями получения) состоит в его дороговизне. Это как раз и обуславливается его «облегченностью». Высокий процент является своеобразной компенсацией за риск, которую определяет банк, допуская заемщиков с плохой кредитной историей (или же вовсе без нее) и без первоначальной выплаты. Кроме высокой процентной ставки субстандартный кредит обладает повышенными комиссиями и штрафами. Все это в банковской среде называется риск-ориентированным ценообразованием. По общему правилу, чем меньше шансов у заемщика получить классический кредит, тем более дорогим для него окажется субстандартный.

К примеру, можно выйти из того, что на сегодняшний день в среднем ставка по ипотечным кредитам равна 13% годовых. Если заемщик не имеет возможности внести первоначальный взнос, то, как правило, ставка увеличивается на два-три процента, приписав к этому комиссию за предоставление кредита. Если у заемщика нет денег и на комиссию, то банк готов приплюсовать ее к основной сумме займа.

Отказываясь от страховки по кредиту, заемщик может быть обязан каждый месяц выплачивать определенную комиссию, что может поднять ставку на четыре или пять процентов. Довольно большую сумму придется переплатить, но она все равно окажется меньшей самой страховки. Хотя так или иначе у нас есть выбор, либо платить, либо отказаться от страховки по кредиту.

Проблемы с кредитной историей так же могут обернуться целым набором финансовых нагрузок. Кроме излишних процентов и комиссий, от заемщика все же потребуют приобрести от партнеров банка полный пакет страховых полисов.

Разные банки по-разному формируют условия субстандартных кредитов. В одних случаях все кредитные риски учитываются заранее и, исходя из них, формируется процентная ставка. В других же банки разрабатывают сложную систему начислений, при которой их заемщики переплачивают в еще большей мере, чем при обычном кредите. Кредиторы в этом случае просто пользуются безвыходным положением заемщика, стремясь к максимальной для себя выгоде. Впрочем, и желающие получить кредит особенно об этом не думают, будучи довольными, что им удалось получить такой «облегченный» кредит.

Кроме того, в субстандартных кредитах могут присутствовать такие необычные условия, как штраф за досрочное погашение. Это будет весьма невыгодным пунктом, если финансовое положение заемщика все же пойдет на поправку, и он будет готов к лучшим кредитным условиям, возможно, желая рефинансирования кредита.

goodcredits.ru

Ипотечный кризис в США 2007–2008 гг. Причины, последствия, методы преодоления

Коротко: Ипотечный кризис в США 2007–2008 гг. – крах рынка недвижимости и связанных с ним производных ценных бумаг. По уровню падения кризис сравнивают с «Великой Депрессией» 30-х годов прошлого века, только финансовое вмешательство и жесткие меры регулирования федеральных властей предотвратило окончательный коллапс банковской системы.



Ипотечный кризис в США 2007-2008 г. (англ. англ. subprime mortgage crisis) – обвал рынка недвижимости по причине резкого увеличения просрочек/невыплат по высокорисковым ипотечным кредитам и массовые отчуждения недвижимости в пользу кредиторов. Обесценившиеся ипотечные ценные бумаги привели к самому сильному падению биржевой активности со времен «Великой депрессии», массовому банкротству инвестиционных банков и страховых компаний по всему миру, что привело к началу мирового кризиса, последствия которого не преодолены до настоящего времени.

Если сравнить ипотечный кризис с падением американской экономики в период 1929-1939 гг., то явно прослеживаются две общие черты:

  • спекулятивные действия в банковской и биржевой сферах;
  • запоздалая реакция государственных контролирующих органов на рост кризисных явлений в экономике.

В 2019г. один из крупнейших мировых инвесторов Уоррен Баффет, давая показания в Комиссии по расследованию причин кризиса, заявил, что «это был самый большой спекулятивный рыночный пузырь из когда-либо виденных мною. Вся Америка убедила себя, что рост цен на недвижимость будет продолжаться вечно и падение не произойдет никогда».

Причины кризисных явлений

Теорий, как и почему рынок недвижимости из «тихой гавани» превратился в источник мошеннических спекуляций, имеется множество, в зависимости от того, кто ее автор: банкиры видят в этом исключительно просчеты регуляторной политики, а государственные чиновники обвиняют частный сектор в раздувании «пузыря» прибыли. Но есть причины ипотечного кризиса в США, упоминаемые практически во всех исследованиях, а именно:

Рост внешних инвестиций в экономику США

В период с 2002 по 2005 год наблюдалось резкое увеличение иностранных капитальных и оборотных финансовых вливаний, в первую очередь, за счет стран экспортеров нефти и быстроразвивающихся стран Азии, в первую очередь – Китая. Существуют две теории, объясняющие данный факт:

  • На конец 2004 года дефицит платежного баланса США составлял 5,8% ВВП из-за превышения импорта товаров и услуг над экспортом. В этом случае торговый баланс быстрее всего приводится в равновесие именно притоком внешнего капитала. Точку зрения, что именно избыточный мировой капитал спровоцировал ипотечный кризис, как раз и отстаивал тогдашний председатель ФРС Бен Бернанке.
  • Капитал привлекался именно высоким уровнем потребления в США, который при падении экспорта должен удовлетворяться «займами» у иностранного производителя или инвестора.

Независимо от того, какая из двух теорий верна, к 2005-2006 году в США присутствовал огромный объем свободного капитала. Требовалось найти более прибыльную, но и одновременно надежную инвестицию, чем простая покупка казначейских облигаций.

Вполне логичным выбором в данной ситуации выглядела недвижимость, тем более, что несколько десятилетий одним из основных направлений американской внутренней политики было увеличение количества частных домовладельцев. В 1995 году два крупнейших американских ипотечных агентства Fannie Mae и Freddie Mae получили налоговые льготы с целью стимулирования кредитов для заемщиков с низким уровнем доходов, и рынок к этому моменту уже был готов принять дополнительные финансовые вливания.

Изменение в законодательном регулировании банковской системы

Активными участниками постоянного взвинчивания цен на ценные бумаги в период Депрессии были коммерческие банки, использовавшие для этого деньги вкладчиков, что в итоге и привело к биржевому краху «Черного вторника». Для предотвращения подобных ситуаций в будущем осенью 1929 года был принят закон «Гласса-Стигола» четко разделивших банки на коммерческие и инвестиционные. Коммерческим банкам была запрещена торговля ценными бумагами, в том числе через филиалы или дочерние компании, а также введено обязательное страхование депозитных вкладов.

Объем свободного капитала на рынке США был огромен (по разным оценкам от $50 до $70 трлн.), что делало невозможным его размещение между работающими на тот момент инвестиционными банками и их клиентами. Коммерческие банки тоже хотели получить свою долю прибыли, особенно после принятия в 1982 году закона «О паритетном альтернативном кредитовании» (Alternative Mortgage Transaction Parity Act, AMTPA), который разрешил выдачу ипотечных займов кредитным организациям не являющихся федеральными банками.

Многолетняя лоббистская кампания крупнейших банковских игроков привела к закону «Грэмма-Лича-Блайли» или «Закона о модернизации», отменившего ограничения акта «Гласса-Стигола», и таким образом изменила всю банковскую систему. Банки получили возможность создавать финансовые холдинги, которые одновременно могли заниматься коммерческой, инвестиционной и страховой деятельностью. Одновременно были существенно ограничены права государственных регуляторов и контролирующих органов.

Субстандартное кредитование

Для банковской практики США приемлемым уровнем кредитов с высокой степенью риска традиционно считались 6-8% от общего размера ипотечного портфеля. Но для покрытия начавшегося строительного бума такой процент неблагонадежных заемщиков оказался слишком низким и банки начали постепенное снижение обязательных требований. Такие кредиты получили название субстандартных и было разработано множество их модификаций:

  • с плавающей процентной ставкой (interest-only mortgage) – в течение определенного начального периода действия кредита уплачиваются только проценты, а не основная сумма долга. К началу кризиса более 90% кредитов имели плавающую ставку;
  • выбор клиентом варианта оплаты («payment option» loan) – можно выбрать размер ежемесячного взноса, при этом неуплаченные проценты могли прибавляться к основной сумме кредита. Почти каждый десятый займ в период 2005-2006 года был оформлен подобным образом;
  • возможность погашения большей части долга на момент окончания договора (balloon-payment mortgage) и другие варианты.

Апофеозом борьбы за клиента любой ценой стали кредиты с наличием активов (средств на банковском счете), но без регулярного дохода (income, verified assets, NIVA), и займы вообще без активов и доходов (no income, no assets, NINA).

Рискованная секьютеризация и манипулирование рейтингами

Банки прекрасно понимали, что вероятность невозврата выданных займов чрезмерно велика, а потому и пытались минимизировать уровень риска. Для этого обычно используется механизм секьютеризации, когда несколько ипотечных кредитов или других финансовых инструментов объединяются в одну производную ценную бумагу (дериватив), которая затем продается стороннему инвестору.

За счет того, что в состав дериватива входит несколько активов с низким уровнем риска, их стоимость никогда не упадет до нуля или можно будет воспользоваться гарантией в случае неисполнения обязательств, как и делали государственные ипотечные агентства в начале 80-х годов прошлого века, когда только разрабатывалась современная модель секьютеризации.

Ипотечные ценные бумаги (Mortgage-Backed Securitie, MBS) и выпущенные на их основе обеспеченные долговые обязательства (Collateralized debt obligations, CDO) имеют самые причудливые формы: пакет рисковых кредитов «разбавляется» небольшим количеством надежных для повышения их рейтинга, производится эмиссия MBS, состоящих только из «токсичных» займов. Появляются синтетические CDO, представляющие собой производный инструмент от другого CDO. Вся эта масса новых бумаг, разобраться в которых простому инвестору практически невозможно, выбрасывается на фондовый рынок для получения дополнительного дохода.

Спекулятивные частные, страховые и биржевые инвестиции

Ипотечный кризис в США никогда бы не смог достичь таких масштабов без поддержки биржевых спекулянтов, увидевших в бумагах MBS и CDO источник, как им казалось, бесконечной прибыли. Закономерный крах спровоцировали следующие три основных фактора:

  • Ипотечные бумаги перестали ассоциироваться с конкретными объектами недвижимости и начали жить своей обособленной «жизнью». Бесконечные эмиссии и появления новых вариантов, таких как «CDO на CDO», только подстегивали трейдеров к продолжению спекуляций, и статистика увеличения фактического числа неплательщиков никого не интересовала.
  • К ипотечным бумагам применялись те же модели прогнозирования и анализа, что и для обычных акций и фьючерсов, хотя это кардинально различные инструменты. Методики биржевой оценки ипотечных рисков еще не были разработаны, бумаги не имели длительного исторического периода, достаточного для тестирования торговых стратегий и гипотез.
  • С целью выжать максимум дохода, банки и крупные хедж-фонды пошли на сговор с ведущими рейтинговыми агентствами Standard&Poor’s и Moody’s, которые как впоследствии выявила Комиссия по расследованию, сознательно завышали инвестиционную привлекательность даже самых «мусорных» облигаций и закладных. Фактически данные агентства вообще не занимались оценкой бумаг – просто ставили на бумаги цену, предложенную эмитентами.

Несовершенство текущего законодательства позволило банкам наращивать объем производных бумаг, номинально соблюдая требования к соотношению собственного и заемного капитала. С помощью различных забалансовых схем в хедж-фонды и другие негосударственные кредитные организации были выведены огромные суммы, то есть фактически была создана «теневая» банковская система. Перед тем, как начался ипотечный кризис в США, чистая прибыль финансового сектора составила почти 27% от произведенного ВВП и большая часть этих средств осталась вне баланса. Таким образом, даже процесс поддержания текущей деятельности и ликвидности ведущих банков стал напрямую зависеть от ситуации на рынке недвижимости.

Рядовые граждане также включились в гонку – исторически рост цен на недвижимость был близок к уровню инфляции, но в 2000-2006 годах недвижимость показала почти двукратный рост. Дом перестал быть долгосрочной и не приносящей большого дохода инвестицией. Даже заемщики, которые соответствовали всем условиям Федеральных программ, стали предпочитать субстандартный кредит для получения вторичного ипотечного займа под рост стоимости. То есть при появлении дополнительного кредитного лимита заемщик мог или взять еще один ипотечный займ, или потратить эту сумму на потребление, или просто получить эту сумму наличными в банке. Если добавить к этому резкий рост уровня потребления, сокращение личных сбережений и реальной заработной платы – ипотечный крах стал неизбежен.

Последствия кризиса

Несмотря на все меры по реструктуризации ипотек неплатежеспособных заемщиков, к середине 2019 года было произведено полное отчуждение свыше миллиона объектов жилой недвижимости при практически полном отсутствии рыночной активности. К 2017 году доля кредитов, по которым не производятся выплаты, снизилась до 8%, но полностью негативные процессы оставить не удается.

Последствия для экономики США:

  • Из пяти крупнейших ипотечных банков США обанкротились Lehman Brothers (невозможность покрыть кредитные свопы) и Bear Stearns (убытки дочерних хедж-фондов), произвели слияние Merrill Lynch и Bank of America, а Goldman Sachs и Morgan Stanley прекратили инвестиционную деятельность в обмен на поддержку ФРС.
  • Стоимость производственных активов снизилась более чем на 20% за период июнь 2007-ноябрь 2008.
  • Ведущий фондовый индекс S&P500 в ноябре 2008 года упал более чем на 45% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

  • Рынок недвижимости после исторического максимума 2006 года потерял более $5 трлн. и до настоящего времени не показывает роста;
  • Частные сбережения и пенсионные накопления граждан США уменьшились на $2,5 млрд., а учитывая отчуждение собственности и принудительные взыскания, общая сумма личных потерь почти $8 трлн.;
  • Кризис затронул все секторы экономики особенно автомобильную промышленность и сферу услуг.

Меры по преодолению последствий кризиса

Расследование причин ипотечного кризиса 2008 года в США показало, что активные действия государственных органов начались только в сентябре, хотя первые признаки неустойчивости финансовой системы появились уже во второй половине 2007 г. и время для смягчения последствий было упущено. Кроме того, ни одной из финансовых организаций, «стимулирующих» развитие кризиса и спекулирующих на его последствиях, не было преяъявлено ни одного иска об административной или уголовной ответственности.

Действия правительства

Выкуп проблемных субстандартных активов у банков и страховых компаний за счет бюджета США был единственным способом быстро поддержать ликвидность и избежать окончательной стагнации экономики и банкротства компании уровня Lehman Brothers. В августе 2008 г. Конгресс принимает «Акт о чрезвычайной экономической стабилизации» (Emergency Economic Stabilization Act of 2008 (EESA) или «План Полсона» по фамилии тогдашнего секретаря Казначейства. Общая сумма вливаний в частный сектор вместе с налоговыми льготами составила $700 млрд., которые не были возвращены. То есть фактически банки покрыли свои рискованные действия за счет средств налогоплательщиков.

Заемщикам был выполнен возврат части уплаченного налога на недвижимость, но это в целом не привело к существенному улучшению ситуации. Кроме того, была реализована государственная программа оказания индивидуальной денежной помощи неплатежеспособным домовладельцам, а также содействия в достижении соглашения с крупнейшими банками и кредитными ипотечными агентствами Fannie Mae и Freddie Mac о введении моратория на отчуждение имущества и увеличению программ рефинансирования.

Действия Федеральной резервной системы США

Совместно с Центробанками ведущих стран Европы и Азии было проведено снижение процентных ставок, что только подтверждает глобальный характер кризиса. Положительный эффект от такого шага оказался минимальным.

Проведена выдача краткосрочных займов по сниженной ставке для банков, подконтрольных ФРС, а также реализован дополнительный (к плану Полсона) выкуп проблемных ипотечных бумаг.

Реализован постоянный контроль гарантийного долларового обеспечения международных валютных свопов банков ЕЦБ, Банков Англии и Швейцарии.

Обеспечена программа предоставления целевых кредитов, в том числе небанковским кредитным организациям, для выпуска ипотечных ценных бумаг с гарантированным залогом (Term Asset-Backed Securities Loan Facility, TALF).

Последствия для мировой экономики:

Пик общего числа выселений за неуплату по ипотеке пришёлся на 2009-2010 годы. Невозможность погашения субстандартных кредитов и связанных с ними ценных бумаг привели к огромным убыткам по всей мировой банковской системе: только крупнейший (по состоянию на 2008 г.) мировой банк HSBS потерял более $10,5 млрд. Если в апреле 2008 г МВФ оценивал суммарные мировые потери от ипотечного кризиса в США примерно в $1 трлн., то уже годом позже пересмотрел это значение до $4 трлн.

Расходы США на преодоление последствий кризиса на конец 2009-го оценивались в $11 трлн., но примерно 50% из них нужно оценивать не как прямые расходы, а как инвестиции, гарантии по займам, выкуп финансовых активов (ипотечные и коммерческие бумаги с обеспечением залогами), в том числе и для того, чтобы повысить ликвидность рынков.

Эхо кризиса ощущается до сих пор. Крах американского фондового рынка привел к панике среди инвесторов и переориентированию денежных потоков в менее рискованные активы, в частности, сырьевые фьючерсы, давшие начало мирового кризиса продовольствия и росту цен на нефть.

moneymakerfactory.ru

Ипотечный кризис в США

Всего за пару лет до начала ипотечного кризиса рынок кредитования в США переживал настоящий бум. Низкие учетные ставки, установленные ФРС, сделали деньги очень доступными для банков и, как следствие, для населения. Существенно выросший рынок кредитования привел к буму на рынке недвижимости: спрос на нее стремительно взлетел. Строительная отрасль не могла удовлетворить столь резко возросший спрос, и цены на недвижимость стали подниматься. Доступность денежных средств и стабильно возрастающие цены привлекли на рынок дополнительный капитал — иностранный. Разумеется, система, построенная по принципу финансовой пирамиды, не могла существовать вечно.

Немного цифр

Практика субстандартного кредитования, вызванная бумом на кредитном рынке, привела к увеличению числа собственников недвижимости. Так, уже в 2004 году по жилой недвижимости доля собственников приближалась к 70%. Сами же объекты недвижимости тоже существенно возросли в цене: за 10 лет между 1997 и 2006 годами этот рост составил 124%. Если до 2001г. уровень дохода среднестатистической американской семьи был примерно в 3 раза ниже средней стоимости жилья, то уже к 2006 году этот разрыв возрос до 4 раз, а к 2007 году - до 4.6! Ипотеки с плавающей процентной ставкой, когда в начальные периоды выплат ставка устанавливалась на максимально низком уровне, а затем повышалась привели к росту рефинансируемых ипотек. То есть, заемщик получал новый кредит с выгодными для него на первых порах условиях, за счет которого и погашал первоначальную ипотеку. Кроме того, под увеличение рыночной стоимости объекта недвижимости можно было получить так называемый вторичный ипотечный кредит. Если в 1990 году отношение совокупной суммы задолженностей домашних хозяйств к совокупному годовому доходу составляло всего 77%, то уже к 2008 году оно увеличилось до 124%! В частности, по ипотечным кредитам общая сумма задолженности по отношению к ВВП страны выросла за эти же годы с 46 до 73% и в долларах США составляла уже 10,5 трлн. За 7 лет, предшествующие кризису, при практически отсутствующем росте заработной платы средняя величина задолженности по ипотекам одного домашнего хозяйства увеличилась на 63.4% и составила почти 150 тыс. долларов.

Как это было

В середине 2006 года рынок недвижимости был переполнен: строительный бум, вызванный ростом цен, привел к насыщению и перенасыщению рынка. Как следствие, цены на жилье начали падать, и банки повысили процентную ставку до рыночной по уже выданным ипотекам с плавающей ставкой. Получить же рефинансирование ипотеки стало невозможным. Количество заемщиков, которые были не в состоянии выполнить долговые обязательства, резко возрастало, банки выставляли на продажу жилую недвижимость, являвшуюся залогом по ипотекам. То есть, на и без того насыщенный рынок недвижимости выставлялись дополнительные объекты, и цены снизились еще больше. Более того, уменьшение выплат по кредитам привел и к падению цен ипотечных ценных бумаг. Все это отрицательно повлияло на финансовую стабильность банковских институтов, образовав новый порочный круг: построенный механизм стал раскручиваться в другую сторону. Уже в сентябре 2008 года падение цен на жилую недвижимость в Штатах достигло 20%. Фактически же американские домовладельцы вследствие такого падения цены стали беднее почти на 5 трлн. долларов.

Такое падение цен привело к тому, что разница между рыночной ценой на приобретенную по ипотеке недвижимость и совокупным объемам выплат по ипотекам стала для многих заемщиков или нулевой, или даже отрицательной. Поэтому стало выгодней отказаться от обязательств по кредиту, отдав банку залоговую недвижимость: как правило, ипотеки в США выдаются без права для кредитора взыскивать другое имущество заемщика, кроме залога. «Колесо» раскручивалось все быстрее: реализовывая залоговое имущество по невыплаченным ипотекам, банки увеличивали число объектов недвижимости на и без того перенасыщенном рынке. Уже в начале 2008 года количество непроданных за месяц новых объектов превысило количество проданных за прошлый месяц - на конец 2007 года - почти в 10 раз. В дополнению к этому, практически 4 млн. объектов жилой недвижимости были выставлены на вторичный рынок, и почти 3 млн. из них были уже незаселенными. Все это фактически обрушило цены на рынке, в период с середины 2006 года, когда рыночная стоимость жилой недвижимости достигла своего максимума, до конца 2010 года, цены на жилую недвижимость в США снизились в целом на 26%. Характерно, что даже во времена Великой депрессии общее падение цен на жилье не превысило отметку в 25.9%.

Система страхования

Ипотечный кризис затронул не только заемщиков и их кредиторов, рынок недвижимости и непосредственно строительную отрасль США, но и еще одну сторону «пирамиды» - страховые компании. Возможные убытки кредиторов страховались при помощи специальных финансовых инструментов — кредитно-дефолтных свопов. Более того, эти свопы сами по себе являются предметом торговли и приобретаются в спекулятивных целях. Когда кризис принял серьезный оборот, стало понятно, что страховым компаниям придется осуществлять выплаты по своим страховым обязательствам. Меж тем, совокупный объем обязательств, покрываемых такими свопами, уже в конце 2008 года достиг почти 3.5 трлн. долларов. Страховые компании не могли выполнить свои обязательства, и были вынуждены или расширить сферу своей деятельности за счет приобретения дополнительных активов, или объявить о банкротстве, или просить ФРС о финансовой помощи. По сути же, кризис положил конец американским узкоспециализированным страховым компаниям.

Последствия кризиса

Во время ипотечного бума операции на рынке кредитования были настолько выгодны, что значительная часть этих операций проводилась финансовыми учреждениями не за счет собственных средств, не за счет капитала (собственного или даже заемного), а за счет заемных средств. Невозврат ипотек одному банку рождал фактически эффект домино: сам кредитор уже не мог погасить свою задолженность перед другим учреждением, где выступал уже заемщиком. В результате, банкротство финансовых организаций, их добровольное или вынужденное слияние или получение помощи от ФРС и переход под ее контроль. Ситуация на банковском рынке в 2008 году сложилась воистину трагичная: общая задолженность пяти «столпов» инвестиционной системы США — крупнейших банков — превышала 4 триллиона долларов. При этом по итогам сентября того же года государственный ВВП составлял 14 трлн., а размер госдолга — 10. С учетом же задолженностей двух страховых гигантов совокупная сумма задолженности составила 9 триллионов!

Ситуация с более мелкими банками существенно не отличалась: в 2008 году 25 американских банков обанкротились и были выкуплены за бесценок Федеральной корпорацией по страхованию вкладов — номинально государственной структурой, по сути же подчиненной ФРС системой. Спустя еще 7 месяцев ряды банкротов пополнили еще 77 американских банков. Характерно, что еще в 2004 году глава ФРС активно призывал банки к увеличению субстандартных кредитов и более активным действиям на рынке ипотек, как бы гарантируя компенсацию Системой возможных убытков. Однако фактически ситуация оказалась сродни истории с Гамельнским крысоловом: ведомые заманчивыми перспективами, созданными той же ФРС, и якобы под ее гарантии банки буквально обрекли себя на гибель.

Итого

Кризис привел к уменьшению стоимости пенсионных накоплений американцев — с 2006 по 2008 года совокупный объем этих накоплений уменьшился на 22% - на 1.3 трлн. долларов. Общая сумма других частных инвестиций и сбережений уменьшилась на 1.2 трлн. Всего же сумму убытков оценивают в 8.3 триллиона. «Зацепило» и автомобильную промышленности: из-за кризиса на рынке кредитования объем продаваемых машин снизился на 5 млн. ежегодно. Число безработных только в 2008 году выросло на 6 млн.! Но самыми серьезными последствиями кризиса в финансовой Америке стало банкротство «столпов» американской банковской системы, и «национализация» ФРС двух крупнейших ипотечных агентств в США: Freddie Max и Fannie Mae, а также «гиганта» страхования AIG. Разорились такие банки, как Beat Stear и Lahman Brothers, а Bank of America поглотил Merill Lynch. Фактически же крупнейшие банки в стране или исчезли, или перешли во владение ФРС, или оказались в положении полной финансовой зависимости от нее: ведь Система создала фонд по выкупу так называемых безнадежных долгов, возникших во время кризиса, который сама же и породила. По сути, весь ипотечный кризис позволил ФРС не только обогатиться еще больше, но и практически полностью завладеть всеми рычагами финансового управления в стране.

www.forexchief.com

Рынок субстандартного ипотечного кредитования

В годы, предшествовавшие кризису, поведение кредиторов кардинально измененилось: они были готовы предоставлять кредиты на всё более значительные суммы всё более неблагонадежным заёмщикам в том числе иммигрантам, не имеющим документов на право проживания в стране. В особенности стандарты кредитования были ослаблены в 2004–2007 гг., когда рыночная доля предприятий с государственным участием упала, а на долю частных компаний, осуществляющих секьюритизацию ипотечных кредитов, стало приходиться более чем половина рынка. В 1994 г. были выданы кредиты с высоким уровнем риска на сумму в 35 триллионов долларов США (5% от общей суммы выданных кредитов), в 2006 г. — 20% (600 миллиардов долларов США).

Кредиторы не только начали рассматривать заявления потенциальных заёмщиков из групп более высокого риска, но стали привлекать потенциальных клиентов новыми привлекательными условиями кредитования, которые также становились всё более рискованными. В 2005 г., например, для покупателей первого объекта жилой недвижимости средняя величина первоначального взноса по ипотечному кредиту составляла 2% от общей суммы кредита, а 43% покупателей в этой категории получили кредиты, не требующие внесения первоначального взноса.

Выдача субстандартных ипотечных кредитов также была облегчена изменением принципов оценки кредитоспособности заёмщиков. Сначала появились кредиты для лиц с заявленным доходом и подтвержденным наличием активов: доказательство наличия источника доходов перестало быть обязательным, заёмщикам было достаточно указать наличие дохода и подтвердить наличие денег набанковском счёте. Затем появились кредиты для лиц без источников доходов и с потвержденным наличием активов: кредиторы больше не требовали подтверждения наличия работы, для получения ссуды было достаточно наличия денежных средств на банковском счете. Критерии оценки кредитоспособности заёмщиков продолжали становиться всё мягче, чтобы сделать возможной выдачу большего количества кредитов и выпуска большего числа ценных бумаг. Это привело к появлению кредитов для лиц без источников доходов и без активов. По сути, они являются официальным кредитным продуктом, который позволяет получить кредит без необходимости доказать или даже указать наличие каких-либо собственных активов, только на основе кредитного рейтинга.

Другим примером новых видов кредитов, созданных для привлечения новых заёмщиков, является ипотечный кредит с плавающей ставкой, по условиям которого в течение первоначального периода осуществляется выплата только процентов по кредиту (а не основной суммы долга). Ещё один пример — кредит с «вариантами оплаты», когда заёмщик имеет право самостоятельно выбирать размер ежемесячных выплат, но если при этом ссудные проценты не покрываются, то разница прибавляется к основной сумме долга. В 2005–2006 гг. многие заёмщики (почти один из десяти) воспользовались кредитами с такими условия. По некоторым оценкам, треть кредитов с плавающей процентной ставкой, выданных в 2004–2006 гг., в течение первоначального срока предоставлялась с льготной процентной ставкой ниже 4%, по завершении которого ставка значительно увеличивались, так что ежемесячные выплаты могли вырасти даже в два раза.

К 2006 г. доля заёмщиков, которые предпочли получить субстандартные кредиты, несмотря на то, что их кредитный рейтинг позволял претендовать на получение кредита на стандартных условиях, выросла с 41% (2001 г.) до 61%. В некоторых случаях кредиторы создавали систему поощрений, направленную на то, чтобы ипотечные брокеры предлагали субстандартные кредиты даже в тех случаях, когда потенциальный заёмщик мог рассчитывать на получение кредита по стандартным условиям.

Согласно заявлению председателя Ассоциации ипотечных банков США, ипотечные брокеры не обеспечивают достаточного качества проверки платёжеспособности заёмщиков, поскольку не заинтересованы в потере высоких прибылей от проведения высокого числа операций на рынке ипотечного кредитования. Многие кредиторы не проверяли данные, предоставленные потенциальными заёмщиками, зачастую «сознательно игнорируя» их фактическую неплатежеспособность.

Что же привело к ослаблению стандартов предоставления кредитов? Почему же существовал спрос на секьюритизацию ипотечных кредитов с высоким уровнем риска частными компаниями? Владельцы «огромного фонда» (т. е. мирового фонда инвестиций с фиксированным доходом, объём которого составлял 70 триллионов долларов США) искали возможность получать более высокую прибыль, чем от инвестиций в долгосрочные казначейские облигации. Хотя мировой инвестиционный фонд с 2000 по 2007 г. вырос почти в два раза, темпы роста предложения прибыльных инвестиций с относительно низким уровнем риска оставались значительно ниже, поэтому для удовлетворения спроса на прибыльные инвестиции банки фондового рынка США создали ряд инновационных финансовых инструментов, таких как ипотечные ценные бумаги обеспеченные залогом долговые обязательства, которые были оценены рейтинговыми агентствами как бумаги с низким уровнем риска. На практике инвестиционные инновации фондового рынка позволили направить деньги инвесторов на дальнейшее развитие рынка ипотечного кредитования США и, соответственно, позволить всем участникам ипотечной цепочки, от ипотечных брокеров, продающих кредиты, до небольших банков, предоставляющих кредиты, и огромных банковских корпораций, стоящих за ними, получать за счёт комиссионных огромные прибыли. Приблизительно к 2003 г. рынок кредитования по стандартным условиям был насыщен, но поскольку спрос на ипотечные ценные бумаги и обеспеченные залогом долговые обязательства оставался на высоком уровне, стандарты кредитования были изменены для того, чтобы продолжать осуществлять продажи бумаг, и, соответственно, получать прибыль.

Проблема состояла в том, что хотя цены на жилую недвижимость продолжали резко расти, заработная плата оставалась на том же уровне. С 2000 по 2007 г. средний доход домохозяйства не вырос. И чем больше поднимались цены, тем более шатким становилось положение на рынке недвижимости. Неважно, насколько слабыми становились стандарты кредитования, неважно, сколько создавалось инновационных ипотечных продуктов, предназначенных для привлечения людей, которые на самом деле не могли позволить себе займы на покупку домов, неважно, что ещё изобретали специалисты рынка ипотечного кредитования — обычные заёмщики больше не могли выполнять обязательства по ипотечным кредитам. Из-за этого ипотечные кредиторы столкнулись с совершенно новым феноменом: заёмщики заключали договор о покупке дома, подписывали закладную, и... объявляли о неспособности выполнять обязательства по кредиту в первый же месяц. Причиной были не серьёзные расходы из-за внезапной болезни и не потеря работы членами семьи — они просто были не в состоянии осилить даже первый взнос.

К октябрю 2007 г. приблизительно 16% выданных субстандартных ипотечных кредитов с плавающей процентной ставкой или были просрочены на срок в более чем 90 дней, или кредитор начал процесс отчуждения недвижимости. К январю 2008 г. доля непогашенных в срок кредитов выросла до 21%, а в мае 2008 г. она составляла 25%. В 2007 г. кредиторами был начат процесс отчуждения почти 1,3 млн объектов жилой недвижимости, на 79% выше, чем в 2006 г. В 2008 г. произошло отчуждение 2,3 млн объектов, на 81% больше, чем в 2007 г., а в 2009 г. — 2,8 млн объектов, на 21% выше, чем в 2008 г. В августе 2008 г. 9,2% американских заёмщиков с непогашенными ипотечными кредитами или признали свое банкротство, или передали недвижимость в собственность кредитора. К сентябрю 2009 г. их число увеличилась до 14,4%. В нескольких штатах как общее количество, так и доля отчуждений имущества были значительно выше, чем в среднем по стране: в 2008 г. на десять штатов приходилось 74% случаев передачи залогового имущества кредиторам, при этом в двух штатах (Калифорния и Флорида) произошёл 41% всех отчуждений.

megaobuchalka.ru


Смотрите также

sdfsdg

sdfsdg


400121, Волгоград, ул. Елецкая 21, офис 216

тел.: 8-927-500-9019
СТИНС - Кредитно страховой центр © 2019
Все права защищены. Карта сайта.